Храм семинарии
Свято–Филаретовский храм г. Алматы был открыт в 1996г. по благословению архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) на базе переданного Алматинскому епархиальному управлению комплекса зданий по адресу мкр. Дорожник д.29. Освящение нового храма во имя святителя Филарета митрополита Московского и Коломенского было совершено владыкой Алексием в августе 1996 г.

Свято – Филаретовский храм Алматинской православной духовной семинарии.

В 1997 г. Высокопреосвященным архиепископом Алексием храму была подарена частица мощей небесного покровителя Духовного училища — святителя Филарета митрополита Московского.

Внутренний вид храма.

С момента своего основания и до 1 июля 2013 года настоятелями храма были священнослужители Астанайской и Алматинской епархии: протоиерей Александр Милованов, игумен Владимир (Утегенов), протоиерей Сергий Казимиров, протоиерей Олег Игнатьев.

С июля 2013 года настоятелем храма святителя Филарета является ректор семинарии, епископ Каскеленский Геннадий, а благочинным храма священник Иоанн Ливинский — первый проректор АПДС, проректор по воспитательной работе.

Священник Иоанн Ливински
первый проректор АПДС, проректор по воспитательной работе.

26 июля 2010 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Алматинское епархиальное духовное училище было преобразовано в Алматинскую православную духовную семинарию. Храм Филарета Московского приобретает статус храма семинарии.

Здесь регулярно совершает богослужения ректор семинарии — викарий Астанайской епархии епископ Каскеленский Геннадий. Студенты проходят клиросное, пономарское и иподиаконское послушания, произносят проповеди.

Божественную Литургию в храме семинарии совершает ректор епископ Каскеленский Геннадий.

При храме действует воскресная школа для детей, а также катехизаторские беседы для взрослых, которые проводят воспитанники семинарии.

За­нятия в воск­рес­ной шко­ле. Ка­тихи­заторс­кие бе­седы.

Бо­гос­лу­жения в хра­ме со­вер­ша­ют­ся ре­гуляр­но. Все­нощ­ное бде­ние на­кану­не воск­рес­но­го дня в 16.00 ч., в сам воск­рес­ный день Бо­жест­вен­ная Ли­тур­гия в 8.00 ч. Бо­гос­лу­жения так же со­вер­ша­ют­ся во все ве­ликие празд­ни­ки и дни па­мяти осо­бо чти­мых ся­тых.

Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне в семье священнослужителя. 20 декабря 1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую семинарию, а затем продолжил свое обучение в Троицкой Лаврской семинарии в Сергиевом Посаде.

Окончив семинарию в ноябре 1803 года, он был назначен преподавателем греческого и еврейского языков. В 1806 году Дроздов стал учителем поэзии; с 1808 года — высшего красноречия и риторики.

16 ноября 1808 года будущий святитель принял постриг с наречением имени в честь

Новопостриженный иеродиакон всю жизнь собирался провести в Лавре Живоначальной Троицы. Но в связи с преобразованием духовных школ Комиссия духовных училищ затребовала в северную столицу самых способных преподавателей из разных учебных заведений. Из Троицкой семинарии вызван был иеродиакон Филарет. Через пять дней митрополит Московский Платон (Левшин) рукоположил его в сан иеродиакона.

В Петербурге открывалась новая, реформированная академия. Старая же академия была обращена в семинарию. Иеродиакон Филарет был рукоположен в иеромонахи и назначен инспектором и бакалавром философского класса семинарии.

В феврале 1810 года иеромонаха Филарета перевели из семинарии и училища в преобразованную Петербургскую академию бакалавром богословских наук с преподаванием заодно и церковной истории.

С 1810 по 1817 годы он разработал почти полный курс богословских и церковно-исторических наук, читавшихся в академии.

В Петербурге иеромонах Филарет много проповедовал. Его проповеди обратили на себя внимание; о нем заговорили в придворных кругах как о новом ярком светиле.

11 марта 1812 года Синод назначил его ректором академии и профессором богословских наук;

5 августа 1817 года по постановлению Святейшего Синода в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Филарета во епископа Ревельского, викария Петербургской епархии.

15 марта 1819 года епископ Филарет был переведен на самостоятельную Тверскую кафедру с возведением в сан архиепископа и назначением членом Синода. В Твери он часто совершал богослужения: и в соборном храме, и в приходских церквах; за богослужениями неустанно проповедовал.

26 сентября 1820 года святитель был переведен в Ярославль, где пробыл около года.

В 1821 Промысл Божий судил архиепископу Филарету занять кафедру первосвятителей Московских.

В мае 1823 года был напечатан его «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви». Книга расходилась нарасхват, и уже до исхода 1823 года понадобилось выпустить второе издание. «Катехизис» был переведен на греческий, английский и другие языки.

В 1826 году московский святитель был возведен в сан митрополита.

Авторитет митрополита Филарета был велик, за наставлениями к нему приезжали архиереи со всей России. Посещая Москву, каждый иерарх считал своим долгом навестить «всероссийского архипастыря».

Имя митрополита Филарета тесно связано с реформой 1861 года – освобождением помещичьих крестьян от крепостной зависимости. Именно на него пал выбор, когда понадобилось составить обращение царя к народу – «Манифест». Написанный святителем «Манифест» был обнародован 19 февраля, послужив умиротворению крестьян, возбужденных ожиданием больших перемен.

Святитель Филарет почил 19 ноября 1867 года, в воскресенье, отслужив Божественную литургию.

Он был погребен в дорогой его сердцу Троице-Сергиевой Лавре, в пристроенном по его благословению к храму Сошествия Св. Духа приделе св. Филарета Милостивого.

В последние годы своего святительства митрополит Филарет пользовался огромным авторитетом в Церкви; память его была почитаема по смерти.

В 1994 году Архиерейским собором Русской Церкви святитель Филарет был причислен к лику святых; память святителя совершается 19 ноября по новому стилю.

Святитель Филарет Московский почитается Русской Православной Церковью как покровитель духовного образования.

В августе 1995 года в городе Алматы Высокопреосвященнейшим Алексием архиепископом Алматинский был освящён храм во имя святителя Филарета митрополита Московского и Коломенского при Алматинском Епархиальном Духовном Училище.

В 1997 г. Высокопреосвященным архиепископом Алексием храму была подарена частица мощей небесного покровителя Духовного училища — святителя Филарета.

В 2012 году по благословению главы Митрополичьего Округа в Республике Казахстан Высокопреосвященнейшего митрополита Астанайского и Казахстанского Александра для частицы мощей была изготовлен новый ковчег.

Частица мощей святителя Филарета поныне пребывает в Свято- Филаретовском храме при Алматинской Православной Духовной Семинарии и является главной его святыней.

Виссарион Мефодиевич Селинин родился в 1876 году. Окончил два класса Владимирской духовной семинарии и с 1896 года служил псаломщиком во Владимирской епархии. В 1899 году назначен псаломщиком в храм в селе Песчанское Павлодарского уезда Омской губернии.В 1902 году рукоположен во диакона к этой церкви. В 1905 переведен в храм во имя святых мучеников Флора и Лавра в городе Павлодаре. В 1906 году рукоположен во священника к храму в селе Ильинка Омской губернии, назначен настоятелем.

В 1910 году перешел в Туркестанскую епархию и служил в храме в селе Герасимовка Лепсинского уезда. С 1911 года служил в селе Ивановском того же уезда. В 1916 году был назначен настоятелем храма Илии пророка в селе Урджар Лепсинского уезда Семиреченской области и благочинным церквей Урджарского округа.

1 мая 1918 года во время столкновения первомайской демонстрации с крестным ходом был изрублен шашками.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Память — 1 мая (18 апреля ст.ст.), а также в Соборах новомучеников и исповедников Российских и новомучеников и исповедников Казахстанских.

Икона с частицей мощей святителя Иннокентия Иркутского

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, известный благочестием и ученостью архипастырь, был просветителем отдаленнейшей окраины Русского государства— Восточной Сибири, опытным устроителем церковной жизни Иркутской епархии.

Происходил он из дворянского рода Кульчицких (в миру носил имя Иоанн). Святитель родился около 1682 года. Обучался он в Киевской духовной академии. В 1706 году, окончив курс обучения, принял монашеский постриг с именем Иннокентий и вступил в число братии Киево-Печерской Лавры.

В 1710 году иеромонах Иннокентий был вызван в Москву местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским для преподавания в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1714 году его назначили префектом академии. Он преподавал словесность, гомилетику, нравственное богословие, метафизику и философию. В 1719 году его в числе наиболее образованных иноков по указу Петра I вызвали в Александро-Невскую Лавру и в должности соборного иеромонаха назначили на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле (Таллин). Вскоре он получил новое назначение на должность обер-иеромонаха флота в финском городе Або. Как старший иеромонах флота он духовно руководил всем духовенством, служившим на кораблях.

В 1721 году Святейший Синод определил иеромонаха Иннокентия в Русскую духовную миссию в Пекине с возведением в сан епископа Переяславского. До окончательного утверждения этого определения святитель исполнял должность наместника Александро-Невской Лавры, а 5 марта 1721 года святой Иннокентий был хиротонисан в Троицком соборе Лавры во епископа Переяславского, в присутствии Петра I.

19 апреля 1721 года русский миссионер вместе с двумя иеромонахами, двумя диаконами, пятью певчими и несколькими служителями выехал из Петербурга, и только в марте 1722 года прибыл в Иркутск. Но китайское правительство отказало в визе «духовной особе, великому господину», как неосторожно назвал Святителя в грамоте тобольский губернатор.

Три года вынужден был провести Святитель в Селенгинске на границе с Китаем, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и от неустройства гражданского управления в Сибири. Неоднократно он обращался в Синод, сообщая о своем бедственном положении: «Где мне главу приклонити и прочее жития моего время окончити…? Прошу покорно о милостивом указе, что мне делать: сидеть ли в Селенгинске и ждать того, чего не ведаю, или возвратиться назад? И чем? — Без указа подвод не дадут. И куда? — Понеже лисы язвины имеют для отдыха, я же по сие время не имам, где главы приклонити. Скитаюся бо со двора на двор и из дома в дом преходящи».

Не получая жалованья, Святитель и его спутники питались подаяниями русских купцов. Единственной отрадой для святого Иннокентия были Богослужения в Селенгинском соборе и в храме Троицкого Селенгинского монастыря. Несмотря на тягостные условия жизни, Святитель никогда не оставался в праздности: писал иконы, проповедовал Слово Божие жившим вокруг бурятам и монголам и просвещал их святым Крещением.

В феврале 1725 года из Синода пришел указ, повелевавший Святителю выехать из Селенгинска в Иркутск, где архипастырь поселился в Вознесенском монастыре. В августе 1727 года Святитель получил указ о назначении его правящим епископом новой Иркутской епархии. Обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурятов, монголов, якутов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность — все это делало архипастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру Сената он подолгу не получал жалования и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства Вознесенского монастыря содержалась монголо-русская школа. Неустанные заботы святителя были обращены на подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием.

Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания, инструкции и предписания.

В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году. По благословению Святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. «Моления,— говорил Святитель,— должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено,— засуха прекратилась.

Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи. В епархии Святителя насчитывалось 33 церкви и 4 монастыря. Будучи строгим ревнителем благочестия, святитель Иннокентий неутомимо заботился о избрании достойных пастырей, он говорил: «Но ныне аще кто пожелает святую церковь построити, то не стены едины созидайте, но и внутрь украшайте ризами, сосудами, а наипаче всех сих — людьми благоразумными — священниками богобоязненными»,

Заповедуя инокам соблюдать монашеское правило, Святитель сам строго выполнял его. Любил он уединяться для молитвы в пещеру, которую ископал для себя основатель Вознесенской обители старец Герасим, любил он возносить свои моления и над могилой старца. По ночам Святитель читал творения святых отцов и часто, ночью, выходил из своей келлии, направлялся к главному храму Вознесенской обители и молился на него со всех четырех сторон. В своей келейной жизни святой был прост, принимал участие в полевых работах. Одежда его состояла из власяницы, поверх которой он надевал сделанный из кожи лося подрясник и кожаный пояс.

Не отличаясь крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод святитель Иннокентий рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года.

В 1764 году тело святого первопрестольника Иркутского обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к Святителю. Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя Иннокентия в 1800 году. С 1804 года установлено празднование его памяти по всей России 26 ноября, так как в день преставления совершается празднование иконе Божией Матери «Знамение».