Об­ра­щение Гла­вы Пра­вос­лавной Церк­ви Ка­захс­та­на мит­ро­поли­та Ас­та­най­ско­го и Ка­захс­тан­ско­го Алек­санд­ра пе­ред на­чалом Ве­лико­го пос­та

3 мар­та нас­ту­па­ют дни Ве­лико­го пос­та – вре­мя, ког­да каж­дый пра­вос­лавный хрис­ти­анин при­носит Бо­гу су­губые очис­ти­тель­ные да­ры: мо­лит­вы и воз­держа­ние, по­ка­яние и де­ла ми­лосер­дия.

«Бла­жен­ны чис­тые серд­цем, ибо они Бо­га уз­рят» (Мф. 5:8), — нас­тавля­ет нас Хрис­тос Спа­ситель. В пов­седнев­ной су­ете мы ред­ко вспо­мина­ем эти сло­ва и за­быва­ем об од­ном из важ­ней­ших ус­ло­вий сох­ра­нения ис­тинной ве­ры и ра­дос­ти об­ще­ния с Гос­по­дом – о нравс­твен­ной чис­то­те. Без­за­кония, страс­ти, не­чис­тые по­мыс­лы и сквер­ные сло­ва на­кап­ли­ва­ясь, возд­ви­га­ют меж­ду Бо­гом и сог­ре­ша­ющим прег­ра­ду. Пе­чаль­ны­ми ре­зуль­та­тами бес­печнос­ти и не­раде­ния хрис­ти­ани­на о сво­ем ду­шев­ном сос­то­янии ста­новят­ся ма­лове­рие и сом­не­ние в бы­тии Бо­жи­ем. В та­ком сос­то­янии че­ловек те­ря­ет ощу­щение бли­зос­ти Соз­да­теля, при вся­ком неп­ри­ят­ном про­ис­шест­вии на­чина­ет роп­тать, а с нас­тупле­ни­ем скор­бей — от­ча­ивать­ся, об­ви­няя Гос­по­да в жес­то­кос­ти и несп­ра­вед­ли­вос­ти. Про­рок Иса­ия об­ра­ща­ет­ся к та­ким лю­дям: «Вот, ру­ка Гос­по­да не сок­ра­тилась на то, что­бы спа­сать, и ухо Его не отя­желе­ло для то­го, что­бы слы­шать. Но без­за­кония ва­ши про­из­ве­ли раз­де­ление меж­ду ва­ми и Бо­гом ва­шим, и гре­хи ва­ши отв­ра­ща­ют ли­це Его от вас, что­бы не слы­шать» (Ис. 59:1-2). 

Спа­ситель пре­дуп­режда­ет нас: «по при­чине ум­но­жения без­за­кония, во мно­гих ох­ла­де­ет лю­бовь» (Мф. 24:12). Все мы ста­новим­ся сви­дете­лями то­го, как в семьях, меж­ду род­ны­ми и близ­ки­ми людь­ми, в че­лове­чес­ком об­щест­ве день ото дня ис­че­за­ют та­кие ве­ликие доб­ро­дете­ли, как ми­лосер­дие, по­нима­ние, сост­ра­дание, а их мес­то за­нима­ет зло­ба и не­нависть, до­ходя­щие до бра­то­убий­ства. Ос­ку­дение люб­ви яв­ля­ет­ся пря­мым следс­тви­ем гре­хов­но­го пом­ра­чения на­ших сер­дец.

«Гре­хи слу­жат при­чиной всех нес­частий; за гре­хи на­сыла­ют­ся пе­чали, за гре­хи бес­по­кой­ства, за гре­хи вой­ны, за гре­хи бо­лез­ни и все тяж­кие стра­дания, ка­кие толь­ко с на­ми ни слу­ча­ют­ся», — го­ворит нам свя­титель Иоанн Зла­то­уст.

Ми­лосерд­ный Гос­подь, как сви­детель­ству­ет апос­тол Па­вел, «хо­чет, что­бы все лю­ди спас­лись и дос­тигли поз­на­ния ис­ти­ны» (1Тим. 2:4). Он об­ра­ща­ет­ся к каж­до­му из нас: «Я… не хо­чу смер­ти греш­ни­ка, но что­бы греш­ник об­ра­тил­ся от пу­ти сво­его и жив был. Об­ра­титесь, об­ра­титесь от злых пу­тей ва­ших; для че­го уми­рать вам» (Иез. 33:11). И как силь­ней­шее средс­тво из­ме­нения на­шей жиз­ни, об­ра­щения от злых пу­тей и борь­бы с гре­хом да­рован нам Ве­ликий пост. 

Вре­мя свя­того пос­та, в ко­торое мы вхо­дим, есть бла­годат­ное гор­ни­ло, пос­ле ко­торо­го че­ловек ста­новит­ся но­вым и очи­щен­ным; это ду­хов­ное вра­чевс­тво, при­бегая к ко­торо­му че­ловек об­ре­та­ет ис­це­ление те­ла и ду­ши, дос­той­но при­готав­ли­ва­ет се­бя к жиз­ни веч­ной. Пре­подоб­ный Ав­ва До­рофей, по­учая сво­их чад, го­ворит о свя­той Че­тыре­десят­ни­це: «Бог дал сии свя­тые дни для то­го, что­бы, ес­ли кто пос­та­ра­ет­ся со вни­мани­ем и сми­рен­но­муд­ри­ем по­забо­тить­ся о се­бе и по­ка­ять­ся во гре­хах сво­их, — он очис­тился от гре­хов, ко­торые сде­лал в про­дол­же­ние все­го го­да».

В эти дни мы осо­бен­но при­зыва­ем­ся Цер­ковью к усерд­ным ду­хов­ным тру­дам — к обуз­да­нию сво­их страст­ных же­ланий и гре­хов­ных по­мыш­ле­ний, ук­ло­нению от не­дос­той­ных хрис­ти­ани­на пос­тупков, уда­лению от злос­ло­вия, лжи и за­вис­ти. Мы долж­ны не толь­ко воз­держи­вать­ся от зла, но и все­ми си­лами ста­рать­ся не по­давать соб­лазн ок­ру­жа­ющим нас, не по­буж­дать их ко гре­ху, а, на­обо­рот, слу­жить при­мером не­лице­мер­но­го бла­гочес­тия и доб­рой со­вес­ти. Ибо, по сло­ву Гос­по­да: «Го­ре то­му че­лове­ку, че­рез ко­торо­го соб­лазн при­ходит» (Мф. 18: 7).

Су­щест­вен­ней­шей со­дер­жа­тель­ной сто­роной пос­та яв­ля­ют­ся де­ла ми­лосер­дия, сост­ра­дания, жерт­вен­ности. И это доб­ро­дела­ние долж­но со­вер­шать­ся не ра­ди мо­раль­но­го са­мо­удов­летво­рения, не ра­ди сла­вы от лю­дей, а ра­ди со­учас­тия в жерт­вен­ном под­ви­ге Хрис­та Спа­сите­ля. «Пре­ломи хлеб свой, и дай ни­щим. Ты да­ешь не свое; Бог для то­го дал те­бе в из­бытке, что­бы и ты по­давал дру­гим. Дос­та­точ­но с те­бя на­сущ­но­го хле­ба, как на­учен ты в мо­лит­ве; по­это­му не со­бирай се­бе со­ломы для ог­ня и му­чения», — по­учает нас пре­подоб­ный Еф­рем Си­рин.

Че­рез сто­летия слы­шим мы уко­ря­ющий го­лос апос­то­ла: «к сты­ду ва­шему ска­жу, не­кото­рые из вас не зна­ют Бо­га» (1Кор. 15:34). Дей­стви­тель­но, бы­ва­ет та­кое пе­чаль­ное яв­ле­ние, ког­да че­ловек, име­ну­ющий­ся хрис­ти­ани­ном, не зна­ет ос­нов сво­ей ве­ры, пре­неб­ре­га­ет чте­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­сания, ле­нит­ся изу­чать ду­шес­па­ситель­ные кни­ги от­цов и учи­телей Церк­ви. Меж­ду тем, по сло­ву свя­тите­ля Фе­она, епис­ко­па Алек­санд­рий­ско­го: «Нич­то не пи­та­ет ду­ши и не ук­репля­ет так ума, как чте­ние Свя­щен­но­го Пи­сания. Пре­иму­щест­вен­но же изв­ле­чете вы из это­го ту поль­зу, что бу­дете пос­то­ян­ны, чест­ны, бла­гочес­ти­вы, бу­дете в люб­ви Хрис­то­вой ис­полнять обя­зан­ности ва­ши». Свя­титель Иг­на­тий (Брян­ча­нинов) на­поми­на­ет нам, что «Чте­ние пи­саний оте­чес­ких — ро­дитель и царь всех доб­ро­дете­лей». Пос­та­ра­ем­ся в свя­тые пост­ные дни стать при­леж­ны­ми в ежед­невном изу­чении Сло­ва Бо­жия, чте­нии пи­саний оте­чес­ких и тща­тель­ном поз­на­нии ве­ро­учи­тель­ных ис­тин Пра­вос­ла­вия, да­бы, па­мятуя сло­ва апос­то­ла Пет­ра, быть го­товы­ми всег­да «вся­кому, тре­бу­юще­му у вас от­че­та в ва­шем упо­вании, дать от­вет с кро­тостью и бла­гого­вени­ем» (1Птр. 3:15).

Цер­ковь учит нас, что нель­зя жить жизнью во Хрис­те, не­воз­можно ис­це­лять­ся от гре­ха и со­вер­шенс­тво­вать­ся ду­хов­но, ес­ли ве­ру­ющий не об­новля­ет пос­то­ян­но свою связь с Ис­точни­ком веч­ной жиз­ни — Бо­гом. В пе­ри­од Ве­лико­го пос­та каж­дый из нас слы­шит нас­той­чи­вый при­зыв к При­чаще­нию Свя­тых Хрис­то­вых Та­ин: «Вку­сите и ви­дите, яко благ Гос­подь». Пот­щимся, бра­тие и сест­ры, очис­тившись от гре­хов в та­инс­тве Ис­по­веди пе­ред Крес­том и Еван­ге­ли­ем, прис­ту­пить «со стра­хом Бо­жи­им и ве­рою» к Ча­ше Жиз­ни. Свя­щен­ный дар Ев­ха­рис­тии вся­кому, кто с сок­ру­шен­ным серд­цем и упо­вани­ем на не­из­ре­чен­ную ми­лость Бо­жию при­об­ща­ет­ся Те­ла и Кро­ви Хрис­то­вых, слу­жит во ис­це­ление ду­ши и те­ла, «во исп­рав­ле­ние жи­тия и ут­верж­де­ние, в воз­ра­щение доб­ро­дете­ли и со­вер­шенс­тва; во ис­полне­ние за­пове­дей, в Ду­ха Свя­таго об­ще­ние» (см. мо­лит­ва свт. Ва­силия Ве­лико­го).

Мо­лит­венно же­лаю, что­бы дни нас­ту­па­юще­го Ве­лико­го пос­та очис­ти­ли на­ши серд­ца, при­нес­ли всем нам ис­тинную ду­хов­ную ра­дость и поль­зу, ста­ли лест­ни­цей, воз­во­дящей нас к ве­лико­му тор­жест­ву Свя­той Пас­хи.

«Гос­подь же да уп­ра­вит серд­ца ва­ши в лю­бовь Бо­жию и в тер­пе­ние Хрис­то­во» (2 Фес. 3:5).

ГЛА­ВА ПРА­ВОС­ЛАВНОЙ ЦЕРК­ВИ КА­ЗАХС­ТА­НА
МИТ­РО­ПОЛИТ АС­ТА­НАЙ­СКИЙ И КА­ЗАХС­ТАН­СКИЙ

ДРУГИЕ НОВОСТИ