Великан учености : Жизнь и труды протоиерея Александра Васильевича Горского (1812—1875)

Автор: Епископ Каскеленский Геннадий

Предпринятое нами исследование позволяет сделать вывод о том, что протоиерей Александр Васильевич Горский занимает видное место в истории отечественной науки. Он оказал значительное влияние на формирование и последующее развитие отечественной церковно-исторической школы.

Горским были открыты, описаны или впервые опубликованы многочисленные источники по истории Русской Церкви, имеющие первостепенное научное значение. Подготовленные им статьи прочно вошли в науку как образец исследовательской тщательности и добросовестности. Внимание к изучению исторических документов вызывало уважение его именитых современников. Многие гипотезы и предположения, высказанные Горским, стали общепринятыми в отечественной науке.

Подготовленное отцом Александром в соавторстве с К. И. Невоструевым многотомное «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки» ввело в научный оборот огромный ранее неизвестный рукописный материал. Трудов подобного масштаба фактически больше не предпринималось в России.

Трудно переоценить вклад Горского в подготовку молодых ученых, делавших первые шаги в науке под его руководством. Будучи бакалавром, а затем профессором Московской духовной академии по кафедре церковной истории в течение почти тридцати лет отец Александр воспитал целое поколение церковных историков, подвизавшихся в разных уголках Российской империи. Они принесли методы преподавания и научного исследования, привитые им Горским, в другие учебные заведения.

Нами были приведены факты, свидетельствующие о наличии прямого влияния Горского на столь известных и авторитетных историков, как архиепископ Филарет (Гумилевский), академик Е. Е. Голубинский, профессор Н. Ф. Каптерев. Отец Александр также поддерживал связи с выдающимися отечественными светскими учеными. Мы видели, что авторитет Горского как ученого признавали М. Н. Погодин, О. М. Бодянский, И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев, Н. С. Тихонравов и другие известные представители разных отраслей отечественной науки. Его рекомендациями и советами пользовались не только исследователи, но и известные церковные деятели XIX века. Особо часто за справками к Горскому обращался святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, который ценил отца Александра как ученого, преподавателя и администратора. Современники называли Горского «исполином знания», «великаном русской науки», «красой и славой Академии» и даже «украшением святой Церкви»

Отец Александр оставил заметный след в истории старейшего отечественного учебного заведения — Московской духовной академии. Именно благодаря ему здесь сложилась церковно-историческая школа, из которой вышло несколько поколений известных отечественных ученых. Горский принимал непосредственное участие в разработке и проведении в жизнь Академического устава 1869 года. Ему Московская духовная академия обязана открытием при ней Покровского Академического храма и созданием отдельного Академического кладбища. К отцу Александру восходит и сохраняющаяся по сей день в МДА традиция совершать раз в год богослужение на греческом языке. Мы должны признать справедливыми слова, сказанные издателями юбилейного сборника об истории МДА в 1914 году. В предисловии к этому изданию говорилось: «Бесспорно, для Московской духовной академии громаднейщее значение имеет Александр Васильевич Горский, занимающий первое место среди всех академических деятелей за все время столетнего существования академии. Без преувеличения можно сказать, что все лучшее и светлое в академии идет от Горского, и академия не утратит окончательно своей богословско-научной силы, пока в ней совершенно не иссякнет дух Горского»

Мы также видели, что отец Александр принимал непосредственное участие в переводе на русский язык Священного Писания.

Столь многообразным было влияние Горского на отечественную церковную науку и духовное образование. И не смотря на то что отец Александр не оставил после себя монументальных обобщающих трудов, можно сказать, что он заложил фундамент будущего здания церковно-исторической науки в России.

Сегодня, когда возрождается отечественное духовное образование и созидается богословская наука, для нашей Церкви особую важность приобретает обращение к опыту исследовательской и педагогической деятельности отца Александра Горского. Принципы, положенные им в основание церковно-исторической науки, сохранили свою ценность и в настоящее время.

ДРУГИЕ публикации