Православное монашество в Семиречье: история создания первых монастырей

Автор: Максим Ивашко

Свято-Троицкий Иссык-Кульский миссионерский монастырь

на берегу озера Иссык-Куль

Древний Мавераннахр. Именно в этом регионе когда-то появилось христианство и монашество, следы чего мы можем наблюдать и поныне.

Первым монастырём Центральной Азии стал Свято-Троицкий Иссык-Кульский миссионерский монастырь, основанный в 1881 году епископом Туркестанским Александром (Кульчицким).

Изначальной миссией учреждённого монастыря являлось просвещение местного православного и мусульманского населения светом православной веры.

«Свет Христов более и более распространяется повсюду, оживотворяя своими лучами самые отдаленные и малообитаемые места в мире», - написал в XIX веке в предисловии к сочинению об Иссык-Кульском монастыре священник Димитрий Булгаковский.

Он же говорил, что «ещё сравнительно не так давно было то, когда в наших азиатских владениях, именно в Туркестанском крае, кочующие киргизы не ведали истинного Бога, а теперь по милости Божией некоторые из них едиными усты и единым сердцем с нами вместе прославляют Христа Жизнодавца».

С завоеванием обширного Туркестанского края российское правительство было озабочено введением на этих землях русского управления и судопроизводства.

В заботах о духовном просвещении инородцев Святейший Синод предлагал Православному миссионерскому обществу рассмотреть дело об открытии православной миссии в Туркестанском крае.

В 1870 году (всего через три года после учреждения самостоятельного Туркестанского генерал-губернаторства) Миссионерское общество, основываясь на разных сведениях, полученных из Туркестанского края, нашло открытие миссии преждевременным, т.к. «казахи и киргизы по случаю начавшихся преобразований были сильно перевозбуждены».

Через 10 лет местное население края смирилось со своим присоединённым положением. Миссионерское общество возвратилось к вопросу об учреждении миссии и теперь обратилось к епископу Александру (Кульчицкому), преемнику по кафедре первого епископа Туркестанского края - архиепископа Софонии (Сокольского), с просьбой об объяснении ситуации в крае и с вопросом возможности основания миссионерского монастыря.

Мечтой епископа Александра было создание в Туркестане мужской монашеской обители, и он присоединился к этому делу с неподдельным энтузиазмом.

Владыка Александр не только живейшим образом отнесся к предложению Синода об открытии миссии, но и сам употребил всё возможное сочувствие к этому предприятию и искал поддержки у высшей светской власти.

Об этом он писал верненскому губернатору Герасиму Алексеевичу Колпаковскому: "Монастырь может принести много существенной пользы православному населению края. С учреждением в крае монастыря, который сам по себе уже есть святыня, и в котором сверх того будет водворена, как надобно надеяться, православная какая-либо икона или часть нетленных святых мощей, образуется местный центр, к которому будут направляться стремления благочестивых людей".

Герасим Алексеевич одобрил этот замысел и выразил полную готовность всеми зависящими от него средствами содействовать его осуществлению.

Когда Миссионерское общество получило уведомление от преосвященного Александра о содействии начальника края в предначинаемом деле, то на собрании Совета 17 сентября 1881 года было решено выделить на устройство миссии из запасных средств общества единовременно 20 тысяч рублей.

Монастырь было решено основать на территории одного из красивейших и тихих мест Центральной Азии - на берегу величественного горного озера Иссык-Куль.

Вскоре епископ Александр прибыл на Иссык-Куль и лично отправился выбирать место для устроения монастыря. Выбранное им место, как оказалось, находилось недалеко от некогда затопленного древнего армянского монастыря в честь апостола и евангелиста Матфея, где по преданию находятся его святые мощи.

Монастырь расположился в Пржевальском уезде Семиреченской области Туркестанского края (ныне Иссык-Кульская область Кыргызстана) близ села Курменты, на северном берегу озера Иссык-Куль.

Имея намерение с наступлением весны приступить к основанию обители, преосвященный просил Совет Миссионерского общества о пересылке ему 5000-6000 тысяч рублей для подготовительных работ по устройству монастыря. Эти средства были выделены.

Святейший Синод благословил создание обители на Иссык-Куле в указе от 9 марта 1882 года.

По мысли епископа Александра, насельниками монастыря должны быть люди всячески образованные, опытные, знающие местные языки и культуру, имеющие глубокий опыт духовной жизни.

Но первыми насельниками обители стали простые верненские горожане Иаков и Гурий, отставной солдат Антоний и бывший херсонский купец Евграф. Их трудами были возведены первые здания монастыря - флигель и братский корпус. Кроме этих мужчин, к сожалению, братии пока не было.

Священник Димитрий Булгаковский писал, что «место, занимаемое монастырём, пустынно и уныло. Эта отдалённость от всего живого, мёртвая кругом тишина были причиной того, что обитель так долго оставалась без братии».

Епископ Александр болезненно переживал кажущуюся неудачу своего начинания. Впоследствии его подкосила болезнь, он был переведён на Костромскую кафедру, где через несколько лет скончался.

В период с 1883 по 1892 год епископом Ташкентским и Туркестанским был Неофит (Неводчиков), уроженец Санкт-Петербурга, выпускник Московской духовной академии. В 1880 году он принял иноческий постриг, был рукоположен в сан иеромонаха, возведён в сан архимандрита и в том же году посвящен в сан епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии.

Владыка Неофит отличался строгостью христианской жизни, истинно монашеским образом жизни. Несомненно, именно это стало тем фактом, что Иссык-Кульский Свято-Троицкий монастырь стал его любимым детищем.

Почти сразу же по прибытии в епархию он отправился в Иссык-Кульскую обитель и обнаружил там только два пустующих заброшенных дома и крест на месте будущего храма. Владыка с прискорбием констатировал: «Устройство монастыря и доселе не состоялось, и впредь не состоится, если не будет прислан строитель, который сумел бы приспособить к жилью запущенный дом, … освятить малую временную церковь, образовать в других комнатах смиренную, трудолюбивую братию».

Епископ Неофит был утешен приездом в Верный монаха Ионы, которого он рукоположил во иеродиакона и отправил на Иссык-Куль. Вместе с отцом Ионой отправились обустраивать обитель старец Иаков, молодой крещёный татарин Григорий и ещё три послушника. В 1886 году епископ Неофит добился пополнения монастырской братии: из Свято-Михайловской Афонской Закубанской пустыни прибыли 11 иноков во главе с игуменом Михаилом, который указом Святейшего Синода был назначен на должность настоятеля Иссык-Кульского монастыря.

Епископ Неофит имел обыкновение посещать обитель и жить там по неделе, больше в уединённой келье. Также он вёл постоянную переписку с игуменом Михаилом.

В 1887 году в братском корпусе обустроили храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». В том же году монастырю были переданы земли с заливами Долгим, Узким и Песочным, прудом Садко и участком для устройства мельницы на реке Курментинке.

С 1885 по 1889 год различные области нынешних территорий Казахстана и Кыргызстана одна за другой подвергались мощным разрушительным землетрясениям. Игумен Михаил, испуганный продолжающимися в Семиречье землетрясениями, в 1888 году самовольно оставил Иссык-Кульский монастырь и бежал в Россию, причем увлёк за собой большинство братии. В обители остались только пятеро послушников.

В том же году, 30 июня, очередное землетрясение разрушило монастырские здания. Но по милости Божией церковная утварь осталась невредимой. После бедствия только три человека нашли в себе мужество остаться в обители. Узнав о произошедшем, епископ Неофит немедленно приехал в монастырь. Вскоре под его непосредственным руководством было отстроено и освящено отдельное здание Одигитриевского храма.

Для совершения богослужений в обитель стал приезжать иеромонах Нил из села Преображенское. Обитель начала оправляться от произошедших бедствий.

В 1892 году правящим архиереем Туркестанской епархии стал епископ Григорий (Полетаев). Ещё до прибытия в Туркестан он заручился поддержкой видного церковного деятеля того времени, петербургского протоиерея Александра Васильевича Сыренского. С его помощью владыка Григорий не только пополнял ряды духовенства Туркестанской епархии выпускниками петербургских духовных школ, но и сумел, наконец, призвать мужественную иноческую братию для устроения Свято-Троицкого Иссык-Кульского монастыря.

В 1893 (или 1894) году в монастырь прибыли иноки из далёкой и древней северной обители России - Свято-Преображенского Валаамского монастыря. Среди новоприбывших были игумен Севастиан, первоначально возглавивший монастырь, иеромонахи Ириней и Агафангел, иеродиакон Авраам, монах Парфений, послушники Василий, Димитрий и Иоанн.

В течение года братия перестроила монастырский храм, возвела новый братский корпус, начала возделывать землю и устраивать различные мастерские.

В 1895 году был заложен новый Свято-Троицкий храм на 400 молящихся. Автором проекта был известный верненский архитектор Константин Аркадьевич Борисоглебский.

В 1898 году строительство церкви было окончено. Иконы для храма и иконостаса были написаны в Валаамском монастыре и переданы в дар братии Иссык-Кульского монастыря.

Для укрепления далёкой азиатской обители в России был организован сбор пожертвований. Крупные суммы были переданы обер-прокурором Святейшего Синода Константином Петровичем Победоносцевым и протоиереем Иоанном Кронштадтским. Тщанием Святейшего Синода, меценатов и других неравнодушных людей храм стал пополняться утварью, обитель стала интенсивно развиваться.

В 1904 году настоятелем обители был назначен игумен Пахомий. В 1914 году его сменил архимандрит Иринарх (Шемановский), ставший последним настоятелем и управителем святой обители.

Братия монастыря вела обширное и разнообразное хозяйство. В обители были собственная мельница, лесопилка, кузница, портняжная мастерская, 2,5 тысячи гектаров земли, рыбное хозяйство и две пасеки.

Перед революцией в Свято-Троицкой обители подвизалось уже 80 человек братии, действовала миссионерская школа. По старинной традиции в монастырь приходили для молитвы и послушаний различные благочестивые трудники из ближайших селений и других мест края.

К сожалению, миссионерскую миссию монастырь так и не осуществил. Невзгоды, затянувшееся строительство (а больших пожертвований почти не поступало), потом долгое становление отнимали силы и время. Сказывалось незнание языка и обычаев киргизов, для этого требовалось время, а его не хватало. Когда же все устроилось, начались события, связанные с войной, а затем и с революцией.

В 1916 году произошёл бунт. О пережитом в дни мятежа писал Евстафий Малаховский, священник села Покровского Пржевальского уезда, непосредственный очевидец событий, а также бывший настоятель Иссык-Кульского монастыря архимандрит Иринарх (Шемановский) и многие другие.

В Иссык-Кульском монастыре было убито семь насельников. Уцелели лишь те, кто успел спрятаться или отплыть на отдалённый остров.

В 1918-1919 годы монастырь был преобразован в сельхозкоммуну «Новая эра», которую возглавлял бывший настоятель монастыря архимандрит Иринарх, принявший сторону большевиков. Инициатором коммуны стал Рудольф Павлович Маречек.

В это время в семиреченских газетах стали появляться клеветнические «разоблачительные» статьи, в том числе бывшего настоятеля Шемановского, о монахах и быте монастыря.

Окончательно монастырь был ликвидирован в 1919 году.

Последние монахи поселились в близлежащих деревнях или ушли в город Верный. Многие из них в годы советской власти были репрессированы, а позднее прославлены в лике святых. Сегодня планы по возрождению утраченного монастыря начали претворяться в жизнь.

Дай Бог, чтобы это благочестивое начинание осуществилось.

Иверско-Серафимовский женский монастырь города Верного (Алматы, Казахстан)

Создание женского Иверско-Серафимовского монастыря связано с именем преподобноисповедника Димитрия (князя Абашидзе), в схиме Антония. Преосвященный Димитрий с первых дней пребывания на Туркестанской кафедре высказывал мысль о создании в городе Верном (ныне - Алматы) монашеской общины. С этим вопросом он обращался в Святейший Синод.

В июле 1907 года в Верный из Ташкента по нуждам своей обители прибыла монахиня Никольского женского монастыря Паисия (Крюкова). Она поддержала инициативу святителя и стала первой трудницей создаваемой общины. Преосвященный Димитрий благословил вести сбор пожертвований на новый монастырь и сам внёс скопленные им за всю жизнь деньги - 1500 рублей. Помощницей монахине Паисии была назначена Анна Коробкова. Вскоре в Верном сложилась небольшая женская община, возглавляемая монахиней Паисией. Сестры временно поселились на архиерейской даче в Малом Алматинском ущелье, где к тому времени закончилось строительство домового храма в честь преподобного Серафима Саровского.

12 июля 1907 года мещанки сёстры Мария и Христина Николенковы обратились к руководству города с прошением об учреждении в Верном монастыря, над созданием которого они готовы были потрудиться. Вопрос об устройстве женской обители с наименованием Иверско-Серафимовской был положительно рассмотрен на заседании духовной консистории 12 октября.

Законоучитель верненской мужской гимназии протоиерей Михаил Колобов был уполномочен ходатайствовать перед властями об отводе земли и угодий для монастыря. Для разрешения этого вопроса был создан особый комитет.

Первыми насельницами монашеской общины стали: Мария и Христина Николенковы, Анисья Врублевская, Дарья Руднева, Параскева Войсова, Параскева Андреева, Матрона Алексеева, Надежда Долженкова, Мария Осетрова, Елизавета Артемьева, Марфа Романенкова, Татьяна Таровкова, Татьяна Сыровая, Матрона Безматерина, Леонида Кудрявцева, Устинья Дёмина и Елизавета Палгина.

12 марта 1908 года владыка Димитрий, поддержанный населением и властями города, повторно написал в Святейший Синод, и уже 20 декабря получил благословение на создание женской монашеской общины.

Под нужды обители были выделены земли вблизи городского кладбища, расположенного внутри квадрата современных улиц Райымбека-Сейфуллина-Макатаева-Муратбаева. Там же была построена по инициативе владыки Аркадия (Карпинского) и освящена в начале 1904 года епископом Паисием (Виноградовым) кладбищенская церковь в честь Всех святых. Она не была приходской - служила для отпеваний усопших и совершения редких заупокойных, а также праздничных богослужений. На попечение сестёр отдали и кладбище.

Позднее к монастырю были приписаны находящаяся близ кладбища Иверская часовня и часовня в память жертв землетрясения 1887 года на Гостином дворе (ныне - Зелёный базар). Архитектором Сергеем Константиновичем Тропаревским, строителем Всехсвятской церкви, был составлен проект архитектурного ансамбля монастыря: сестринского корпуса, просфорни, трапезной и дома настоятельницы.

В монастырь доставили чтимую копию Иверской иконы Божией Матери. Торжественное открытие обители состоялось 31 декабря 1908 года.

27 января 1911 года последовал указ Синода об обращении Верненской Иверско-Серафимовской женской общины в женский общежительный монастырь. А 5 марта того же года Синодом была назначена новая настоятельница: игумения Нектария, насельница ставропольского Иоанно-Мариинского монастыря. Духовником сестёр стал иеромонах Иона.

22 июня того же года был подписан государев указ, утверждающий передачу городом Верным земельного участка с постройками в собственность монастыря. Вскоре обители передали в аренду участок земли под Талгаром, где был явлен святой родник и построена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Преемник архиепископа Димитрия - епископ Иннокентий (Пустынский) - в 1913 году назначил настоятельницей обители монахиню (впоследствии игуменью) Евфросинию, дочь председателя войскового правления генерала Владимира Бакуревича, которой предстояло понести тяготы революционной смуты и закрытие монастыря. В непростые предреволюционные дни несколько сестёр по благословению преподобномученика Серафима (Богословского) поселились в горном скиту в районе Медео.

После переноса Туркестанской кафедры в Ташкент, 6 июля 1917 года, в Верный был назначен викарным архиереем священномученик Пимен (Белоликов), который прибыл в город накануне октябрьского переворота. Он стал очевидцем гражданской междоусобицы и смуты в регионе, которая привела к установлению советской власти в Семиречье весной 1918 года.

Вскоре монастырь получил статус сельхозкоммуны со строгими потребительскими нормами и ограничениями. В сентябре бандитским красным отрядом Кихтенко были арестованы насельницы обители монахиня Анимаиса (Затыльникова) и преподобномученица послушница Евдокия (Ткаченко), работавшие на монастырской заимке в 12 верстах от города. Без следствия и судебного производства 25 сентября сёстры были расстреляны пьяными солдатами. Монахиня Анимаиса получила ранение, а преподобномученца Евдокия скончалась на месте.

Из-за начавшихся гонений на Церковь матушка Евфросиния была вынуждена распустить воспитанниц и часть послушниц. Обречённый на закрытие монастырь просуществовал до 1921 года. Тогда сестёр выселили, и они были вынуждены расселиться по окрестным селам и станицам. Часть насельниц закрытой обители осталась в городе. Вместе со ссыльными священнослужителями и монашествующими сёстры составили общину Никольского собора вплоть до его закрытия в 1936 году.

В 1922 году отдельные монастырские здания были разобраны под строительные нужды города. Всехсвятский храм подвергся разрушению в 1942 году. Тогда же было упразднено кладбище, которое застроили под эвакуированный завод имени Кирова.

Возрождение обители и начало её новой истории относится к 2004 году. 21 марта митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий (Немцов) после богослужения огласил указ Синода о создании в Алматы женского Иверско-Серафимовского монастыря. Обитель была воссоздана на новом месте: на территории восстанавливающегося Софийского собора.

К тому времени при разорённом и разрушенном в годы гонений Софийском соборе была создана приходская община и построен храм во имя святой праведной Матроны Московской. Сёстры ютились в небольшом помещении под храмом.

С 30 марта 2005 года настоятельницей обители является игуменья Любовь (Якушкина), возглавлявшая до этого Троице-Никольский монастырь в Ташкенте. Под руководством матушки велись работы по строительству собора и сестринского корпуса.

30 сентября 2007 года состоялось освящение Софийского собора, который до закрытия несколько раз менял статус: был приходским станичным храмом, войсковым казачьим собором и даже кафедрой Туркестанской епархии и усыпальницей архиереев. Возродился старейший собор города в качестве монастырского.

Кроме двух храмов, сестринского корпуса и хозяйственных построек на территории обители были созданы: мемориал туркестанским архипастырям архиепископу Софонии (Сокольскому) и Никону (Богоявленскому), погребённым в Софийском соборе, часовня в честь преподобного Серафима Саровского, водосвятная часовня и паломническая гостиница.

При обители действуют: просфорная, пекарня, швейный цех, иконописная мастерская и воскресная школа.

Попечением митрополита Астанайского и Казахстанского Александра (Могилёва) на территории обители в 2017 году был построен духовно-культурный центр имени митрополита Иосифа (Чернова), в котором располагается управление Алматинской епархии, проводятся заседания Синода митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, работают управление делами, секретариат, отделы и комиссии митрополичьего округа.

1 января 2016 года приходской храм святых царственных страстотерпцев в селе Карабулак Алматинской области был преобразован в подворье Иверско-Серафимовского монастыря. В 2018 году на подворье завершено строительство монастырского комплекса. Ведётся строительство паломнического центра.

В 2023 году в монастыре состоялись торжества по случаю 20-летия возрождения и 115-летия основания обители.

Туркестанская Голгофа

Проект «Туркестанская Голгофа» - база данных о репрессированных клириках и мирянах Русской Право-славной Церкви на территории Центральной Азии.

Начало

9-10 ноября 2018 года в столице Кыргызстана - городе Бишкеке - состоялись VII Международные научно-богословские Свято-Антониевские чтения «Молодёжь: свобода и ответственность», посвящённые теме воспитания и укрепления в православной вере молодого поколения.

Мероприятия прошли в рамках регионального этапа XXVII Международных Рождественских образовательных чтений.

10 ноября в архиерейской резиденции Бишкекской и Кыргызстанской епархии прошёл круглый стол "Свободные духом: к 100-летию начала гонений на Церковь в Средней Азии и Казахстане», который возглавил епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил. В ходе работы было решено организовать проект «Туркестанская Голгофа» - базу данных о всех репрессированных клириках и мирянах Русской Православной Церкви, чьи судьбы связаны с Казахстаном и Средней Азией.

В рамках проекта члены комиссий по канонизации святых 12 епархий Среднеазиатского и Казахстанского митрополичьих округов и независимые исследователи из пяти стран составляли биографические анкеты и публиковали наиболее полные и достоверные данные о репрессированных православных верующих Казахстана и Средней Азии; по сей день в ходе работы исправляются неточности и дополняются новыми сведениями жития новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Большинство биографий на сайте опубликовал исследователь из Москвы Сергей Валентинович Чертков; значимый вклад в создание базы данных внесли ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Екатерина Евгеньевна Озмитель, иеромонах Иаков (Воронцов), сотрудник отдела по канонизации святых Казахстанского митрополичьего округа чтец Максим Леонидович Ивашко и краевед из города Уральска Владимир Владимирович Кутищев.

На основе этой базы данных планируется издание мартиролога, в который войдут биографические данные о православных верующих (прославленных и не прославленных), пострадавших за Христа и Православную Церковь в годы безбожной власти, родившихся, служивших, совершивших исповеднический или мученический подвиг на землях Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана.

Сайт «Туркестанская Голгофа» создан для того, чтобы повысить научную эффективность этой исследовательской работы, привлечь новых специалистов, сделать более доступным для широкой аудитории обмен знаниями. На сайте формируется база данных, собирается литература и источники по истории Церкви в Средней Азии и Казахстане, создана возможность проверки и обсуждения всех персоналий, коллективной оценки составленных биографических справок, совместного поиска достоверных фактов и способов решения проблем, связанных с недостатком источников, ошибками в житиях и биографиях и прочее.

Современность

В 2023 году завершился основной этап проекта «Туркестанская Голгофа» - создана электронная база данных репрессированных в годы гонений за веру Христову клириков и мирян Русской Православной Церкви, чьи судьбы связаны с Центральной Азией.

По состоянию на ноябрь 2023 года за время работы проекта было выявлено 5856 репрессированных, из них 323 прославленных святых. 5853 человека имеют странички на сайте.

Сайт и образованная база данных высоко оценены церковным начальством и пользуются популярностью среди исследователей и мирян.

Работа над проектом не прекращается, база данных активно пополняется. Для развития проекта приглашаются к участию исследователи подвигов священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви в годы советской власти.

Адрес портала - www.turkestanskaya-golgofa.info

ДРУГИЕ публикации