Метафраза логофета несколько раз переложена древнерусскими книжниками (Лихачёв, 1987b, стр. 168–172). Святителем Димитрием Ростовским составлен первый печатный свод православной агиографии (1685–1704 гг.). В процессе подготовки «Книги житий святых» митрополит изучил множество источников (Thomson, 2014, р. 373), но переработал материал по-своему (Державин, 2008, стр. 298). Это многотомное сочинение являлось самым любимым житийным сборником в России (Погожев, 1991, стр. 32), регулярно переиздавалось (в среднем раз в пять лет (Крылов, 2017, стр. 52)) и, по словам Д.С. Лихачёва, «имело огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы» (Лихачёв, 1987a, стр. 266).
Святитель Димитрий Ростовский раскрывает смысл имени святого – «победитель народов» (свт. Димитрий Ростовский, 2004, стр. 174), интерпретирует его следующим образом: «и он, по благословению Божию, воистину явился победителем злобы, на благо всему миру» (свт. Димитрий Ростовский, 2004).
Святитель Николай Мирликийский уже в молодости вызывает у окружающих уважение, что автор «Книги житий святых» объясняет несоответствием внутреннего возраста внешнему: «в нём не замечалось никаких привычек, свойственных юности: по своему нраву он был подобен старцу» (свт. Димитрий Ростовский, 2004, стр. 176). Святой выделяется самоотверженным послушанием Богу, имеет обычай «вставать в полночь на молитву и раньше других приходить к утренней службе» (свт. Димитрий Ростовский, 2004, стр. 183).
Характерный для агиографической литературы мотив избранности героя (а значит – необыкновенности) в «Житии святителя и чудотворца Николая» проявляется очень отчётливо. Митрополит Димитрий вводит эпизод крещения ребёнка, отсутствующий в византийском источнике. Младенец Николай три часа самостоятельно стоит в купели на ногах, «воздавая сим честь Пресвятой Троице» (свт. Димитрий Ростовский, 2004, стр. 175). Позднее у нескольких святых Отцов Вселенского Собора одновременно случается видение: Угодник предстаёт им вместе с Христом и Богородицей, которые передают ему знаки епископской власти. В зрелом возрасте святой Николай способен являться во сне людям, находящимся за сотни километров от него, а также повелевать стихией, например, ходить по морю, как по суше (Там же, стр. 203), укрощать бурю (свт. Димитрий Ростовский, 2004, стр. 196).
Святой Димитрий Ростовский подчёркивает колоссальную разницу между обычными людьми, которые ищут мирского возношения, и святителем, алкающим Божественного Присутствия: «Избегая суетной славы среди своих сограждан и опасаясь её, он замыслил удалиться в другой город, где бы его никто не знал» (Там же стр. 183). Господь велит ему оставить затворничество, «иди в мир» (Там же стр. 182). Святой Николай «не переносит человеческих похвал» (свт. Димитрий Ростовский, 2004, стр. 184), но соглашается стать архиереем «против своей воли» (Ростовский, 2004,), по желанию Всевышнего.
По словам писателя-проповедника, в темнице, куда епископ заключён по воле соправителей Диоклетиана и Максимиана, святой Николай остаётся духовным наставником и находит нужные слова, чтобы утешить, обнадёжить своих «соузников» (свт. Димитрий Ростовский, 2004, стр. 187). Он проявляет недюжинную силу в борьбе с языческими храмами – привлекательными для бесов жилищами. «Одушевлённый ревностию Божиею» (свт. Димитрий Ростовский, 2004,), «разоряет и обращает в прах идольские капища» (Там же.). «Христов угодник» (Там же, стр. 190) голыми руками вырывает меч из рук палача, намеревающегося казнить невиновных. А также совершает достаточно неожиданный для святого поступок (оспариваемый некоторыми теологами): на Вселенском Соборе, отстаивая каноническую веру, «ударяет в ланиту» ересиарха Ария.
О лидерском таланте Угодника сообщается в метафорах, традиционных для библейской литературы. Он «добрый кормчий Христова корабля» (свт. Димитрий Ростовский, 2004, стр. 176), т.е. направляющий других на пути к истинной вере. «Искусный пастырь словесных овец» (Там же) (ср. с притчей, рассказанной Христом фарисеям: «…входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Иоан. 10: 1–4)).
Благочестивые подвиги делают святого знаменитым во «всей вселенной» (свт. Димитрий Ростовский, 2004, стр. 195): «не было такого места, где бы не знали о великих и дивных чудесах великого архиерея Николая» (Там же). В сочинении митрополита Ростовского «великим» Чудотворец называется 26 раз (свт. Димитрий Ростовский, 2004, стр. 174, 175, 186, 187, 188, 189, 191/3, 193, 195/4, 197, 198, 199/4, 201, 202/2, 203, 204, 206). После смерти Угодника за исцелением к его гробу стекаются «люди со всех концов земли» (Там же, стр. 197).
О выдающейся роли святителя свидетельствует история о трёх иконах. Явившись добродетельному старцу Феофану в видении, святой Николай велит ему заказать для Собора образа. Тот поручает выполнить работу изографу Аггею. Патриарх Афанасий остаётся недоволен результатом: изображение архиепископа Николая Мирликийского слишком крупное и не отличается по значимости от двух других ликов – Христа с Богородицей. Вскоре святой Николай предстаёт перед самим священнослужителем: во время морского шторма он возвращает в вертикальное положение перевернувшийся корабль и спасает пострадавших, в том числе утопающего патриарха Афанасия. Патриарх убеждается в беспредельном могуществе Божьего Чудотворца.
Повествование о трёх образах находит отражение в русской иконографии, о чём свидетельствует благоговейное отношение к ликам святого Угодника, а также факт существования особого трёх фигурного Деисуса, на котором в центре изображён Христос, слева от него Богоматерь, а справа не святой Иоанн Креститель, а святитель Николай Мирликийский. В ряде случаев фигура архиепископа вообще помещается посередине (Овчинников, 1971, табл. 40).
Черты лица в традиционном изображении святого описывает протоиерей Георгий Городенцев: «высокий лоб с залысинами, тонкий нос с широкими ноздрями, красивая борода. Глаза кажутся близко посаженными, за счёт того, что лик как бы смещён к центру и раскрывается навстречу зрителю» (Городенцев).
Новость по материалам статьи: Образ Николая Угодника в Контексте Феномена Элитарности: Агиографический и Фольклорный Дискурсы