Преподобный Сергий как выразитель школы исихастского подвижничества на Руси.

Автор: Иерей Александр Шишлов

Слово «Исихазм» (от греч. ησυχια — спокойствие, покой, освобождение, тишина, молчание, мир, уединение) обозначает древнюю традицию духовной практики, которая складывается с первых шагов христианского монашества, являет собой основу православного аскетизма и заключает в себе многостороннюю совокупность представлений о человеке, его сознании и деятельности. Исихазм – сложное явление и имеет многовековую историю формирования.

Для правильного понимания термина «исихазм», его роли в истории и религиозной жизни, нам, прежде всего, необходимо уточнить какие значения вкладывают в этот термин. Исследователи выделяют следующие значения данного термина:

  1. «Древнейший (начальный) смысл: уединенное, отшельническое монашество (в отличие от общежительного), протекающее в безмолвии, молчальничество;
  2. Особая школа и техника молитвы, часто именуемая «умны́м деланием» (πραξιζνοερα), развившаяся на Синае и Афоне и достигшая расцвета в XIV в., имеющая своим ядром непрестанное творение в уме молитвы Иисусовой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»;
  3. Учение св. Григория Паламы (1296-1359), или паламизм, богословское выражение и обоснование исихазма в смысле техники «умно́й молитвы», в центре которого – концепция нетварных Божественных энергий, действующих в мире и человеке;
  4. Наиболее поздний смысл: широкое явление в религиозной жизни России XIV-XVI вв., охватывающее все влияния и отражения перешедшего на Русь исихазма в духовной практике, монашеской и монастырской жизни, духовной культуре и даже государственном строительстве».

Здесь мы видим три исторических периода, в каждом из которых исихазм по- своему проявлялся.  Причем, надо заметить, что различные проявления этого термина никак не противопоставляются друг другу. Наоборот, мужи, практикующие исихазм во все времена, составляли как бы единую православную традицию.

За все время существования и формирования исихастской практики, мы можем, выделить неотъемлемые   элементы, составляющие ядро данной практики:

  1. Очищение сердца как средоточия духовной жизни человека;
  2. Сочетание ума и сердца или «сведение» ума в сердце;
  3. Непрестанная молитва;
  4. Безмолвие, трезвение и внимание;
  5. Призывание имени Божия как реальной преображающей силы;
  6. Явление нетварного Фаворского света как вступление подвижника в Богообщение и Боговедение.

Из чего видно единое русло традиции и преемство от отцов III века —  Антония Великого к преподобному Григорию Синаиту и свт. Григорию Паламе до святых мужей Руси.

Так, по свидетельству сборников X-XV вв. с выборками из древних патериков о молитве и внутреннем делании, найденных в Афонских библиотеках Преосвященнейшим Порфирием Успенским, видно, что «истоки исихазма возводятся к Антонию Великому (III в.), Макарию Великому (IV в.), Иоанну Лествичнику (VI в.) и т.д.». Где Антоний Великий учил уже о безмолвии: «будем молчальниками и исихастами». Так же он поучает о необходимости успокоиться и молчать, сидеть в своей келье и собирать ум в себе. А святому VI века, Иоанну Лествичнику принадлежат такие слова: «успокоение от забот, молчание и сокровенное парение ума порождает страх Божий и целомудрие. Сокровенное парение ума есть непрестанная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»».

С преподобным Иоанном Лествичником связан и следующий период в истории формировании исихазма (прибл. V-IX вв.), именуемый обычно «синайским исихазмом». Основой традиции синайского исихазма становится школа молитвенного делания, стоящая из двух частей: творение молитвы и «внимание» – контроль сознания, обеспечивающий непрерывность молитвы. Такое двоякое делание представляет собой некий духовный процесс восхождения по ступеням, из которых основные следующие: «покаяние – борьба со страстями – исихия – сведение ума в сердце – бесстрастие – чистая молитва – созерцание нетварного Света – преображение и обожение».

Известно, что на Афоне первым знаменитым исихастом-отшельником был прп. Петр Афонский, который и был основоположником исихазма на Святой Горе.

Большой вклад в исихастское учение внес преп. Симеон Новый Богослов (ск. 1022), который был величайший мистик своего времени. Он ясно показал, что высшая цель подвигов есть лицезрение Божественного света, который исихастами часто отождествляется с Фаворским светом, озарившим Христа во время Преображения. Преподобный Симеон пишет о себе (в третьем лице): «был весь срастворен с невещественным оным светом, и ему казалось, что он сам стал светом… и сподобился увидеть сладчайший оный свет мысленного Солнца правды, Господа нашего Иисуса Христа».

 Подобное состояние некоторые подвижники называли не всем доступным (даже из совершенных), высшим видом молитвы.

Наконец, в XIV веке традиция исихазма получила богословское обоснование в Византии – этот этап в истории развития учения исихазма получил название «Исихастское возрождение в Византии». В 30-е годы XIV века разгораются так называемые «исихастские споры», когда калабрийский монах Варлаам выступает с богословской критикой против созерцательной практики и исихазма в целом.  На защиту афонского монашества и движения исихазма выступил Григорий Палама́ с учением «о Божественных энергиях».  Вследствие этих споров Церковь разделилась на две видных партии сторонников и противников исихазма.  Прения этих двух партий переплетается с политической борьбой и гражданской войной, но венчаются Торжеством Православия. В соборных решениях 1341-го и последующих годов исихастский опыт был догматически закреплен и признан как соответствующий духу православной церковной традиции.

На фоне этих событий мы сталкиваемся с таким понятием как «политический исихазм». Это понятие предложил и развил современный учёный Г. М. Прохоров. Этим термином он попытался обозначить тот исторический период, когда приверженцы учения Григория Паламы́, занимали большую часть государственных и церковных должностей и имели сильное влияние как на государственную, так и на церковную деятельность.  Такие видные сторонники «политического исихазма» как патриарх Филофей и митрополит Киприан стремились объединить силы славянских народов для борьбы за независимость. Они действовали по всей Восточной Европе, и в частности на Руси.

История русского исихазма начинается с того момента, как на Руси появляется монашество. Мы имеем свидетельства о том, что на Русь исихастское делание как практика непрестанной «умно́й молитвой» попадает вместе с первым монашеством. Леонид Успенский находит сведения о том, что исихастская практика была в домонгольской Руси. Преподобному Антонию Печерскому приходилось дважды жить на Афоне, где он и знакомился с исихастской практикой. Так и преподобный Феодосий предпочитал уединяться в пещере для «умно́го делания», призывая имя Христово — силу Божью, и в результате чего, преподобный сподоблялся причастия Божественного света. Еще одно свидетельство о распространения исихии в монастырях можно обнаружить в «Слове о преподобном Святоше князе Черниговском» из Киево-Печерского патерика: «В оустех же всегда имаше молитву Иисусову безпрестани: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!».

Последующим крупным этапом в истории развития русского исихазма является эпоха преподобного Сергия Радонежского, наиболее яркого представителя школы исихастского подвижничества на Руси XIV века, много потрудившегося на благо Православной Церкви, земли Русской и народа русского. С именем преподобного Сергия Радонежского связано возрождение так называемой Северной Фиваиды русского монашества.

Преподобный Сергий в своем лице явил миру истинного подвижника исихастской традиции. С раннего детства Варфоломей, будущий преподобный Сергий, возлюбил пост и молитву, чуждался детских игр и возрастал в страхе Божием, тяготел к уединенной иноческой жизни. После смерти своих благочестивых родителей он удаляется за 10 верст от Радонежа в дремучие леса для уединенной жизни. Как повествует нам Епифаний Премудрый, преподобный Сергий имел такое упование на Бога, что решился удалиться в пустыню, «чтобы уединиться и в одиночестве безмолвствовать». А «вкусив божественной сладости безмолвия, он уже не хотел от нее отказаться и оставить ее». Данное упоминание о познании безмолвия в житии преподобного разбивает всевозможные сомнения и противоречивые мнения о том, что преподобный Сергий был чужд исихастской традиции. Так как само слово «безмолвие» в переводе на греческий язык звучит как «исихия».

Находясь в пустыне и видя аскетический образ жизни, преподобный возрастал в добродетелях. Среди его различных добродетелей была и «непрестанная молитва». Даже по ночам, которые преподобный Сергий проводил без сна, ум его не покидала молитва.  «И что бы он ни делал, на устах его всегда были слова псалмов».

Из жития игумена Сергия мы имеем сведения о видениях ему горних сил, разговаривающих с ним «на языке огня и света». Этим видениям были причастны и некоторые из учеников святого, которые, по-видимому, и сообщили о них Епифанию Премудрому.

По мнению Георгия Петровича Федотова, (русского историка и религиозного мыслителя), мы можем смело назвать преп. Сергия первым мистиком из русских святых. Мистиком, конечно, с православной точки зрения. Святой, который является «носителем особой, таинственной духовной жизни, не исчерпываемой подвигом любви, аскезой и неотступностью молитвы». Тайны его духовной жизни, к сожалению, нам не известны. Но оставшиеся упоминания о видениях преподобного «суть лишь знаки, отмечающие неведомое». Развивая мысль дальше, Г. П. Федотов, учитывая «мистическую традицию, которая утверждается среди учеников преп. Сергия», сопоставляет светоносные видения Сергия с Фаворским светом видимый исихастами.

В свете мистических видений прослеживается родственность духовной жизни преп. Сергия современному ему мистическому движению исихастов на православном Востоке. Приверженцами этого движения были, помимо святого Григория Паламы́, и Ты́рновский патриарх Евфимий с патриархом Константинопольским Филофеем.

«Возрождение так называемой Северной Фиваиды русского монашества прямым образом связано с византийским исихастским возрождением», считал протоирей Иоанн Мейендорф, «не даром даже в житии преподобного Сергия Радонежского существуют сведения о его личной переписке с Патриархом Константинопольским Филофеем».

Патриарх Константинопольский Филофей (человек из семьи еврейского происхождения), будучи учеником Григория Паламы́ и сторонником исихастского движения, узрел в преподобном Сергии близкого по духу подвижника и продолжателя традиции исихазма. И, в знак своего признания, Константинопольский патриарх счел необходимым послать преподобному подарки: крест, параманд, схиму и грамоту с благословением на учреждение общежития в Троицком монастыре.  В дальнейшем крепкая духовная связь объединит преподобного Сергия со святителем Киприаном, близким соработником патриарха Филофея. Между митрополитом Киприаном и преподобным Сергием велась переписка, но до нас дошли только лишь три письма. Из писем видно, что «Святитель не имел людей, более Сергия и Феодора близких по духу, пред которыми он мог бы раскрыть все свое горе и облегчить душу излиянием скорбных чувств». Святитель Киприан был очень хорошо знаком с богатой традицией византийского монашества и, вероятно, рассказывал преподобному Сергию об исихазме, как родному человеку по духу.

Начиная от преподобного Сергия Радонежского, как от добротного ствола многочисленными крепкими ветками произросла исихастская традиция в лице его учеников. Монастырская жизнь того времени переживает на Руси духовный подъём. С момента введения общежительного устава в Троице-Сергиевой обители начинается быстрое распространение в Северо-Восточной Руси монастырей-общежитий. Подобно Византии на Руси начали появляться иноки “молчальники”, то есть монахи-иси­хасты.  Так, например, нам известно, что ближайший ученик преподобного Сергия Исаакий, отказываясь от предложенного ему сана игумена в Благовещенской обители, просил преподобного Сергия благословить «его на полное молчание, такое, чтобы никогда не произнести ни слова». И после полученного благословения от преподобного Сергия, Исаакий «с того времени… пребывал в молчании бесстрастно». 

Так же преподобный Савва Сторожевский, приняв пострижение от преподобного Сергия Радонежского, и был одним из первых его учеников и сподвижников. «Пребывал в его обители в совершенном послушании, монашеской жизни обучаясь нраву, воздержанию и бдению, чистоту во всем соблюдая, как украшение всего иноческого жития». Основывая обитель на горе Сторожевской, вслед за своим духовным наставником Сергием Радонежским был последователем византийского духовного движения – исихазма. «Работая много руками своими, в пении молясь беспрестанно, никогда ни с кем не беседуя, но больше уединяясь и в молчании пребывая».

Влияние преподобного Сергия и круга его учеников на духовную жизнь Руси имело поистине грандиозное значение по своим культурным и историческим последствиям. Русь поднялась на новую ступень в своем миропонимании и развитии. Это стало решающей предпосылкой расцвета искусства и подъема национального самосознания, определившего политическое возвышение Московского государства.

В заключение хотелось бы сказать, что для нас преподобный Сергий является ориентиром в духовной жизни, сыгравшим главную роль в духовном возрождении Руси, выражая в своем лице продолжателя традиции исихазма.  И мы, следуя этому ориентиру, должны считаться с той существующей традицией, которую преподобный Сергий собой являл.
 

Список использованной литературы:

  1. Житие и чудеса Преподобного Сергия Игумена Радонежского, записанные Преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и Старцем Симоном Азарьиным – М.: Православная энциклопедия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра,1997.
  2. Ковалев Константин. Савва Сторожевский. Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия, 2007.
  3. См.: Концевич И. М. Исихазм/ Институт Русской Цивилизации Имени Митрополита Иоанна (Снычева)//Большая энциклопедия русского народа. URL: http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=524. (Дата обращения: 2.04.2014 г.).
  4. См.: Лепахин В. В. Исихазм: содержание понятия и его границы//Богословие иконы. URL: http://www.portal-slovo.ru/art/35904.php?element_id=35904&pagen_1=2. (Дата обращения: 4.04.2014 г.).
  5. Иоанн Мейендорф. Прот. Православие и современный мир. (Лекции и статьи) – Минск: «Лучи Софии», 1995.
  6. Никон Рождественский. Архиеп. Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. — М.: Ковчег, 2011.
  7. Симеон Новый Богослов. Преп. Творения. Слова и гимны. Книга первая– М.: Сибирская Благозвонница, 2011.
  8. Федотов Г.П. Святые древней Руси – М.: Московский рабочий, 1991. – С. 150.
  9. См.: Хоружий С.С. Православная аскеза — ключ к новому видению человека [Электронный ресурс]// Антропология православия. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/21h/horuzhy/ascetic/4.html. (Дата обращения: 3.04.2014 г.).

Иоанн Мейендорф. Прот. Православие и современный мир. (Лекции и статьи) – Минск: «Лучи Софии», 1995. – С. 132.

См.: Концевич И. М. Исихазм/ Институт Русской Цивилизации Имени Митрополита Иоанна (Снычева)//Большая энциклопедия русского народа. URL: http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=524. (Дата обращения: 2.04.2014 г.).

См.: Хоружий С.С. Православная аскеза — ключ к новому видению человека [Электронный ресурс]// Антропология православия. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/21h/horuzhy/ascetic/4.html. (Дата обращения: 3.04.2014 г.).

Симеон Новый Богослов. Преп. Творения. Слова и гимны. Книга первая– М.: Сибирская Благозвонница2011. – С. 253.

См.: Лепахин В. В. Исихазм: содержание понятия и его границы//Богословие иконы. URL: http://www.portal-slovo.ru/art/35904.php?element_id=35904&pagen_1=2. (Дата обращения: 4.04.2014 г.).

Житие и чудеса Преподобного Сергия Игумена Радонежского, записанные
Преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и Старцем Симоном Азарьиным – М.: Православная энциклопедия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра,1997. – С. 21.

Там же – С. 24.

Там же – С. 26.

Федотов Г.П. Святые древней Руси – М.: Московский рабочий, 1991. – С. 150.

Там же – С. 151.

Федотов Г.П. Святые древней Руси – М.: Московский рабочий, 1991. – С. 151.

Там же – С. 151.

Иоанн Мейендорф. Прот. Православие и современный мир. (Лекции и статьи) – Минск: «Лучи Софии», 1995. – С. 65.

Никон Рождественский. Архиеп. Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. — М.: Ковчег, 2011. – С. 111.

Житие и чудеса Преподобного Сергия Игумена Радонежского, записанные
Преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и Старцем Симоном Азарьиным – М.: Православная энциклопедия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра,1997. – С. 41.

Там же – С. 41.

Ковалев Константин. Савва Сторожевский. Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 47.

Там же – С. 319.

ДРУГИЕ публикации