О некоторых фактах жизнеописания священномученика протоиерея Владимира Цедринского

Автор: Иерей Иоанн Ливинский

Имя священномученика Владимира Лепсинского широко известно не только православным жителям Казахстана, но и верующим за его пределами. Факт обретения его мощей в 2001 г. выделил протоиерея Владимира Цедринского из многочисленного сонма священнослужителей, монашествующих и мирян, пострадавших за христианскую веру на территории современного Казахстана. Однако, с момента канонизации в 2000 г. жизненный путь священномученика остается малоизученным, а изложенные факты биографии неточными. Фактически все существующие сегодня упоминания о его жизни это один и тот же неизменяемый текст, ограничивающийся краткой биографической справкой, составленной В. Королевой (ныне монахиней Сергией), дополненный рассказом о его мученической кончине в августе 1918 г., записанным со слов жителей села Лепсинск.

Задача данной статьи заключается в дополнении и расширении скудных биографических данных о протоиерее Владимире, а также в исправлении существующих неточностей в его жизнеописании.

Впервые подвиг священномученика описывается в изданной в 1949 и в 1957 гг.. двухтомной книге протопресвитера РПЦЗ Михаила Польского «Новые мученики Российские». В виду того что автор не имел возможности проверить излагаемые им факты это издание страдало наличием в нем массы неточных сведений. Так в отношении священномученика Владимира книга представляет следующий ряд неверных данных, во-первых, в ней искажена фамилия о. Владимира (Цидринский вместо Цедренский), указывается на 1920 г. (вместо 1918 г.) как на год его мученической кончины и передается совершенно иная картина мученического подвига – привязан за волосы к хвосту дикой лошади и пущен в поле. Место служения указывается так же с ошибкой: Липсинск (вместо Лепсинск) Копальского (вместо Лепсинского) уезда1. Основываясь на данных сборника протопресвитера Михаила Польского на Архиерейском соборе РПЦЗ в 1981 г. произошла канонизация протоиерея Владимира Цедринского2. В такой неточной форме имя и дата кончины священномученика указаны и в деяниях Юбилейного архиерейского собора 2000 г. включившего его имя в Собор новомучеников и исповедников Российских3. В последствии, уже после канонизации его биография уточнялась и следующие её публикации содержали незначительные исправления и дополнения.

Первым разночтением в опубликованных данных о Владимире Лепсинском является отчество священномученика. В биографической справке, содержащейся в «Календаре Туркестанской епархии на 1903 год» публикующем сведения о церквях и причтах обширной епархии Туркестана, отчество Цедринского обозначено как Михайлович, а не как принятое в официальной биографии Ионович4. Именно как Владимир Михайлович он фигурирует в статистических сборниках, издаваемых областным статистическим комитетом Семиречья: Адрес-календарях служащих Смеречинской области за 1897 и 1898 гг..

Неизвестными являлись дата и место рождения Владимира Цедринского, его происхождение и имена родителей — указывалась лишь Нижегородская губерния как место происхождения священномученика. Согласно записи в метрической книге Покровской церкви с. Абрамова Арзамасского уезда Нижегородской области, Владимир Цедринский родился 9 (22) июля 1873 г..5 и являлся приемным (подметным) сыном дьячка (а в последствии диакона) Михаила Павловича Цедринского6, состоявшего в клире вышеобозначенной церкви и его супруги Екатерины Григорьевны Цедринской (в девичестве Флоринской). Благодаря опубликованным в епархиальной периодике разрядным спискам учеников духовных учебных заведений Нижегородской епархии, нам известно об объеме образования, полученного Владимиром у себя на родине. В 1884 г. он поступает в Арзамасское епархиальное училище, в котором обучается успешно — его имя мы встречаем в числе перворазрядных воспитанников. Окончив духовное училище в 1888 г. Владимир перешел в 1 класс Нижегородской духовной семинарии7. Здесь он фигурирует в списках второразрядных учащихся семинарии до 1892 г. когда оканчивает четвертый класс и переводится в пятый8. Далее, в списках учащихся следующих годов имя Владимира Цедринского уже не фигурирует, в клировых ведомостях он упоминается как исключенный из 5-го класса Нижегородской семинарии. Возможно отчисление Владимира было связанно с личными обстоятельствами его жизни — 29 января 1893 г. Цедринский вступил в брак с дочерью псаломщика с. Глухова Ардатовского уезда Клавдией Ивановной Старокотлицкой9, и поступил на должность учителя церковно-приходской школы с. Туманова Арзамасского уезда,10 здесь же в 1894 г, у молодой семьи появляется первый ребенок — дочь Наталья.

На этом завершается жизнь Владимира Цедринского в средней полосе России и начинается его служение в Семиреченском крае. В 1895 г. он был рукоположен в Туркестанской епархии и определен на место настоятеля, построенной десять лет назад Колпаковской церкви11. Где и кем он был рукоположен мы не имеем данных, если учитывать год рукоположения, то это был либо епископ Григорий (Полетаев), либо епископ Никон (Богоявленский).

Как известно одной из главных проблем Туркестанской епархии было отсутствие кадров, пригодных для рукоположения и служения на ее весьма удаленных друг от друга приходах. Собственной духовной семинарии в Туркестане не существовало, и «кадровый голод» решался разными средствами.    Эти    средства    описаны     исследователем     церковной жизни Туркестанской епархии священником Василием Яковлевым в изданной в 1902 г. в г. Верном небольшой работе под названием «Из церковной жизни Туркестана». Первым и самым логичным вариантом было приглашение архиереем священников или кандидатов в священство перебраться на новое место служения вместе с ним: «почти всякий новый Туркестанский владыка «запасался» так сказать, кандидатами священства для здешней епархии еще в бытность свою в Европейской России»12 пишет Яковлев. Вторым вариантом была «вербовка» кандидатов для рукоположения среди учащихся семинарий или уже рукоположенных священников. Тот же Яковлев, отмечает «Преосвященный Григорий,13 в бытность свою в Петербурге лично просил одного из Петербургских протоиереев А. В. Сыренского привлекать на службу в Туркестанскую епархию подходящих молодых людей из воспитанников семинарии»14. Применялся и более эффективный способ, а именно списки священнических и причетнических вакансий с обозначением материального вознаграждения публиковался в официальном печатном органе Священного Синода – газете «Церковные Ведомости»15.


Кроме того, епископ Григорий (Полетаев) сам являлся уроженцем Нижегородской губернии и воспитанником Нижегородского училища и семинарии. Будучи епископом Ташкентским он обращался в ряд епархий16 для сбора пожертвований в помощь своей епархии, подобное обращение опубликовано было и в Нижегородских епархиальных ведомостях в № 22 за 1893 г17. Скорее всего отправившись в далекий от средней полосы России Туркестанский     край  Владимир Цедринский нашел здесь возможность рукоположения более легкую, чем она могла быть в Нижегородской епархии.
Как известно одной из главных проблем Туркестанской епархии было отсутствие кадров, пригодных для рукоположения и служения на ее весьма удаленных друг от друга приходах. Собственной духовной семинарии в Туркестане не существовало, и «кадровый голод» решался разными средствами.    Эти    средства    описаны     исследователем     церковной жизни Туркестанской епархии священником Василием Яковлевым в изданной в 1902 г. в г. Верном небольшой работе под названием «Из церковной жизни Туркестана». Первым и самым логичным вариантом было приглашение архиереем священников или кандидатов в священство перебраться на новое место служения вместе с ним: «почти всякий новый Туркестанский владыка «запасался» так сказать, кандидатами священства для здешней епархии еще в бытность свою в Европейской России»12 пишет Яковлев. Вторым вариантом была «вербовка» кандидатов для рукоположения среди учащихся семинарий или уже рукоположенных священников. Тот же Яковлев, отмечает «Преосвященный Григорий,13 в бытность свою в Петербурге лично просил одного из Петербургских протоиереев А. В. Сыренского привлекать на службу в Туркестанскую епархию подходящих молодых людей из воспитанников семинарии»14. Применялся и более эффективный способ, а именно списки священнических и причетнических вакансий с обозначением материального вознаграждения публиковался в официальном печатном органе Священного Синода – газете «Церковные Ведомости»15.

Начало священнического служения о. Владимира тесно связано с переселенческой компанией в Семиречье. Присоединение Большой Орды к Российской империи и начавшаяся колонизация потянули в эти края сначала казаков, основавших здесь первые станицы с русским населением, а затем и крестьян — переселенцев из различных местностей Европейской и Сибирских областей России и Малороссии. Одновременно с русским заселением и основанием новых населенных пунктов в крае начинается и церковная жизнь — повсеместно в 70-80 гг.. XIX столетия в Семиречье открываются церкви и молитвенные дома. Так в 1886 г. в селении Колпаковское Лепсинского уезда открывается Троицкая церковь.

Прекрасное живое описание нравов и религиозных настроений переселенцев дает в своей статье «Переселенческий приход» священник Лепсинского уезда Платон Швабе: «ели кому весною приходилось путешествовать по трактовым дорогам нашего Семиречья тот ясно представляет себе эту картину во всей ее полноте; огромные обозы бричек, нагруженных различного рода домашним скарбом, земледельческими орудиями и прочим—это едут ставропольцы или вообще выходцы с юга России, едут они с толстыми карманами (на родине продали свои душевные наделы) и с светлым взглядом на будущее, оглашая девственные киргизская степи своими хохлацкими песнями. Хохлу степь по душе, здесь он духом оживает и вспоминаются ему рассказы стариков о старых днях Малороссии, когда на юге России была такая же воля и ширь. За этим обозом тащатся подводы в ломанных деревянных повозченках — запряженных худыми еле переставляющими ноги клячонками — это едет центральная Русь, холод и голод гонит сюда бедняка, и он едет, озираясь кругом, осеняя себя ежеминутно крестным знаменем — чужды ему и здешнее приволье, и степь, и киргизы, и песен не слышно, а если и раздастся, когда, то чаще всего вопль о покинутой родине. Страшно, сердце щемит — вот что всегда услышишь от такого переселенца. «Ни храмов Божьих, ни месть святых; на участке, на который нас приписали церкви нет, а батюшка живет за 70 вёрст, как-то будем жить—придется назад уходить». Наконец, отдельными партиями едут «сибирячки», так зовут переселенцев, которые целыми десятками лет скитаются по Сибири, Дальнему Востоку и Туркестану, отыскивая молочные реки и кисельные берега. Эго совсем особый тип переселенцев — молодежь почти вся и родилась в дороге на бричке – скитанья — их стихия, многие уже в третий раз возвращаются в Семиречье — ни здоровой уверенности в свои силы хохла, ни грусти по родине со всеми ее святынями и храмами великоросса и белоруса здесь не встретить. Кто здесь переселённым, по сколько дают пособия, можно ли приписаться, приписанным в Сибири — вот что их интересует «церкви нет на том участке куда ты думаешь приписаться, говорят ему, «ближайшей храм 100 вёрст.» «Земля бы была добрая, а в Сибири мы жили от церкви за 200 вёрст и не пропали, отвечает такой переселенец»»18.

Приведенная цитата дает представление о том из каких людей состояла паства только что образованного прихода переселенческого поселения, в котором надлежало служить будущему священномученику.

Цедринский служит в двухштатном19 приходе состоящим из священника и псаломщика и как и большинство священников Лепсинского уезда состоит заведующим церковно-приходской школой и законоучителем при ней.20 По данным епархиального наблюдателя церковно-приходских школ священника Василия Яковлева на 1902 г. во всей Туркестанской епархии всего таких школ было 18, 7 из которых находились в Лепсинском уезде21. Школа села Колпаковского не обладала собственным зданием и располагалась в наемном помещении22. Мы можем представить в каких условиях проходила образовательная работа: «помещение школы состояло из нескольких (2 или 3) небольших комнат в которых (по 40, 25 а иногда и по 15) размещаются ученики школы»23.

В 1906 г. с разрешения Священного Правительствующего Синода в епархии начинается долгожданное издание Туркестанских епархиальных ведомостей. Этот печатный орган дает возможность наблюдать жизнь епархии, перемещение клириков, статистические данные и заметки о церковной жизни того времени на местах.

Нам трудно судить о внутренних качествах, которыми обладал о. Владимир и о том насколько успешно он управлял вверенным приходом, но через одиннадцать лет своего служения он получает ответственное послушание. В официальной части второго номера первого 1906 года издания Туркестанских епархиальных ведомостей публикуется указ, согласно которому священник Колпаковской церкви Владимир Цедринский становится благочинным церквей Лепсинского округа24. Это послушание он будет нести с небольшим перерывом вплоть до своей мученической смерти в 1918 г..

Летом 1908 года отец Владимир отправляется или, как было принято говорить, увольняется в отпуск «во все города Российской Империи, не исключая и столиц»25.

С этой поездкой связана еще одна укоренившаяся и переходящая из текста в текст биографии священномученика ошибка. Согласно официальным жизнеописаниям священник Владимир Цедринский свое

«служение Церкви начал в Омской епархии, в 1909 г. в сане иерея был переведен в Туркестанскую епархию, назначен уездным наблюдателем церковноприходских школ 2-го округа с исполнением обязанностей миссионера»26.

Однако все вышеизложенное подтверждает недостоверность этого положения, к 1908 г. отец Владимир уже 13 лет служил в Туркестанской епархии. Причина сложившейся ошибки заключается в том, что по всей видимости воспользовавшись отпускной поездкой, Цедринский оформляет свой перевод в соседнюю Омскую епархию, о чем свидетельствует указание в Омских епархиальных ведомостях. В августовском номере 1908 г. мы

видим следующее указание: «Священник Туркестанской епархии Владимир Цедринский принят на службу в Омскую епархию и определён на место священника к церкви пос. Архангельского, Петропавловского уезда»27. О причинах такого перемещения пока можно только догадываться, приход поселка был молодым – храм был освящен семь лет назад, приход состоял из переселенцев и к моменту перевода о. Владимира обзавелся собственным участком земли28. В клире Омской епархии он находился совсем недолго, 21 апреля 1909 г. Цедринский отчисляется29 и возвращается в клир Туркестанской епархии, назначаясь уездным наблюдателем церковно- приходских школ ІІ-го округа, и Сарканским миссионером30.

Именно этот момент биографии и стал в жизнеописаниях священномученика отчетной точкой его служения в Туркестане, по всей видимости прежние исследователи или не имели предыдущих номеров ведомостей в доступе или вовсе ограничились стоящим первым от его мученической кончины по хронологии указом, назначающим о. Владимира на место служения в Туркестан.

Вернувшись в Туркестанскую епархию Цедринский меняет и место своего служения: наградной список духовенства за 1911 г. отмечает его как клирика Никольского собора г. Лепсинска31, 6 июля 1912 г. священник Цедринский был утверждён в должности настоятеля Никольского градо- Лепсинского собора32.

Священникам, служившим в северном Семиречье, приходилось духовно трудится на огромных территориях, Лепсинский уезд Семиреченской области согласно статистическим данным 1913 г. обладал

площадью в 74419 кв. верст, и имел второе по величине место в области. Населенный в основном казаками, русскими переселенцами-крестьянами уезд к 1913 году имел население 90342 человека из которых русское население составляло 30531 человек33 Уездный город Лепсинск располагающийся в горной долине Джунгарского Алатау обладал населением 8764 чел. имел два храма: городской Собор во имя святителя Николая и станичную церковь во имя Пресвятой Троицы.

Местность считалось перспективной для занятия сельским хозяйством и животноводством, поэтому активно заселялась новыми крестьянами- переселенцами. Церковная жизнь тех лет, трудности с которыми сталкивались священники, окормляющие переселенческие приходы уезда описаны ими в церковной периодике. Так, упоминавшийся уже священник Платон Швабе, сетует на то что переселенцы приносят с собой в только что открывшиеся приходы и молитвенные дома, различные церковные недостатки,   к   которым   они   привыкли   в   тех   краях   откуда   прибыли: «хлопотать о самостоятельном приходе большинство не дерзает, — пишет он, зная наперёд, что ввиду близости приходского села и малочисленности селения самостоятельный приход скоро быть открыт не может, а так как одновременно причт во всех 5-6 селениях прихода служить не может, то, по образцу Сибири, каждая деревенька к своему молитвенному дому заводит чтеца, который в воскресенье и праздничные дни читает часы, вечерню, утреню и народ, вместо того, чтобы пройти четыре пять верст отстоять литургию, начинает довольствоваться часами, и вообще отбиваться от церкви. Многие особенно «сибирячки» по целым годам не посещают богослужений; такие же чтецы в интересах увеличения доходов начинают читать акафисты, читать поминальная грамотки и даже святить воду, что, говорят большинство из них, в Сибири нам разрешалось. Даже в такие большие праздники как Рождество Христово, Пасха, не удается собрать народ с поселков в приходской молитвенный дом на богослужение. У всех одно и то же оправдание: «Такой большой праздник, большой доход за свечи, лучше отдадим это на свой молитвенный дом»» И далее: «благодаря тому, что в каждом посёлке имеется отдельный церковный староста, создается целый вопрос с продажей венчиков и листов разрешительных молитв таковой материал церковный староста каждой деревни имеет у себя и по мере надобности отпускает, прихожане приписных деревень, приобретя таковые у своего церковного старосты, погребают своих покойников по установившемуся здесь странному обычаю без священника и причт очень часто узнает о кончине того или другого прихожанина лишь спустя два три месяца и покойник лежит не отпетым»34.

Свидетельству о. Платона вторит священник (будущий священномученик) Евстафий Малаховский, описывающий нестроения, которые приносят вновь прибывшие переселенцы в уже сложившийся быт людей, ранее обживших Лепсинские земли: «иногда селение чуть не в два десятка дворов, отстоящее от приходского села в нескольких вёрстах, просит себе отдельный причт. Но попробуйте попросить у них какое-либо содействие, хотя-бы в виде самой незначительной жертвы на молитвенный дом и вы иногда жестоко ошибетесь, так как, по их мнению, даже просфорная должна быть „казенная’» В лучшем же случае вам предложат послать сборника с книжкой…»35.

Однако на страницах епархиального издания мы встречаем и положительные примеры пастырского служения и приходской жизни в этих местах, так, например, анонимный автор скрывающийся под псевдонимом

«Проезжий» замечает следующее о селе Петровское Лепсинского уезда: «остановился я накануне воскресного дня у крестьянина. Утром слышу хозяйка гонит с угрозой своих ребят в церковь. Я спрашиваю — «а разве есть у вас священник! — «Есть, да такой строгий, сердится, коль не ходишь в молитвенный дом—всех замечает кто бывает, и кто не бывает». А давно- ли он у вас, спрашиваю я. Да уже восемь месяцев и такой старательный; сам собирал пожертвование на колокола и уже выписал колокола и послал за иконостасом. А в молитвенном доме как поют, просто дух радуется: сам приглашал и учил петь. Теперь у нас два хора. Заинтересовался подобными речами я и отправился в молитвенный дом, где был поражён и удивлён такой торжественной службой. Действительно, стройное пение раздавалось на два хора, а потом на символ веры сходились вместе… По окончании литургии – продолжает автор, священник с открытым евангелием и с возгласом «от Иоанна Святого Евангелия чтение» начал проповедь, которая была рассчитана на понимание простого люда, и которая производила на молящихся умилительное впечатление. Но еще боле я был поражён пастырскою простотой священника и его пастырскою любовью в отношении нынешнего тяжёлого времени, когда встретил его с крестом и воззванием на груди собирающего при помощи старика по базарной площади пожертвования на раненых и больных воинов» 36.

Показательна и личная инициатива благочинного о. Владимира организовавшего сбор пожертвований для семьи внезапно почившего псаломщика своего благочиния37 и живой отклик на подобные просьбы со стороны прихожан38.

Стоит отметить и круг компетенции протоиерея Цедринского на посту уездного наблюдателя церковно-приходских школ: его надзору подлежали Лепсинский, Копальский и Джаркентский уезды39, а количество наблюдаемых школ во всем округе составляло 2440. Сохранились подробные отчеты о состоянии церковных школ епархии за 1913/1914 и 1915/1916 содержащие сведения о положении образования в благочинии.

Известно, что в 1914 г. священник Владимир Цедринский возводится в сан протоиерея41, однако указаний на это ни в епархиальных ведомостях, ни в Церковном вестнике, содержащем подробные списки награждённых иерархическими и государственными наградами не опубликовано.

Летом 1916 г. Владимир Лепсинский отправляется в родную Нижегородскую губернию для свидания с престарелой матерью42.

Процессы демократизации церковной жизни, которые начинаются в 1917 г. в Российской Православной Церкви находят отклик и на её окраинах — в жизни Лепсинского благочиния. 26 ноября 1917 г. происходит заседание благочиннического съезда, проходившего в г. Лепсинске под председательством прот. Владимира. Интересна реакция собрания на общецерковные реформы, начавшиеся в связи с соборной деятельностью в г. Москве, среди прочих вопросов, рассматриваемых съездом, есть журнал о «выборном начале духовенства, приходских советах и их деятельности», мнение собрания было таковым: «выборное начало духовенства допустимо только в том случае, когда духовенство будет обеспечено вполне приличным казённым содержанием и пенсией. Если и теперь, без выборного начала духовенство сплошь; и рядом чувствует свою зависимость от прихожан, а эти последнее при всяком удобном случае дают понять причту и иногда в грубой, обидной, дерзкой форме, что он причт живёт их пятаками и дерет с

«живого и мертвого» то при этом же способе; обеспечения и в добавок при выборном начале-члены причта окажутся в совсем зависимом от произвола народной, темной массы, от которой трудно ожидать, чтобы она выбирала действительно достойных кандидатов себе в духовные руководители»43.

Решением благочиннического съезда духовенства Лепсинского округа 20 апреля 1917 г. Цедринский был избран представителем от духовенства в Лепсинский исполнительный комитет44.

Однако будущее общественной и церковной жизни Семиречья было безрадостным, Лепсинский уезд, как и вся страна все больше и больше погружалась в пучину кровавого противостояния гражданской войны. Владимир Цедринский рапортом сигнализирует о попытках крестьянского союза «отнять у причтов землю и дать такое же количество, как и у крестьян, т. е. на каждую душу; отменить плату за требы крещение, похороны и брак»45.

Надвигались грозные времена, которым суждено было прервать не только уклад жизни переселенческого края, но превратить его в страшную арену ожесточенного братоубийственного гражданского противостояния, в которое было втянуто и местное духовенство, с которым новая власть расправлялась с особой жестокостью.

1 Новые мученики российские : … собрания материалов / сост. протопресв. М. Польский. — Jordanville, N. Y. : Holy Trinity monastery, 1949-1957. Т. 2. – 1957. С.234.

2 Список Новомучеников и Исповедников Российских (утвержден Архиерейским Собором РПЦЗ в 1981 г.) // Архиерейский синод Русской Православной Церкви Заграницей: сайт. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201981%20spisok%20novomuchenikov.htm (дата обращения: 02.09.2020)

3 14.08.2000. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века // Русская Православная Церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата 1997-2009: сайт. URL: https://mospat.ru/archive/2000/08/s2000r09/ (дата обращения: 02.09.2020)

4 Каледарь для духовенства Туркестанской епархии на 1903 год. С. / Туркестанская голгофа. База данных о репрессированных священнослужителях и мирянах Средней Азии и Казахстана: сайт. URL: https://turkestanskaya-golgofa.info/sites/default/files/library/kalendar_turkestanskoy_eparhii_1903_g.pdf (дата обращения 02.09.2020 )

5 ГАНО Ф-201 Оп.1 Д.3 Л.122 об. -123.

6 Адрес-календарь Нижегородской епархии : В память исполнившегося в 1888 году 900-летия крещения Руси / Сост. диакон А. Снежницкий. — Нижний Новгород : тип. Губ. правл., 1888. С.562.

7 Список учеников Арзамасского Духовного Училища составленный Правлением онога Училища после годичных испытаний, бывших в июне месяце 1888 года / Нижегородские епархиальные ведомости [Текст]. — Нижний Новгород 1888. — № 14. — С. 368.

8 Разрядный список учеников Нижегородской Духовной Семинарии, составленный Правлением Семинарии после годичных испытании, бывших в Мае и Июне месяцах 1892 г. / Нижегородские епархиальные ведомости [Текст]. — Нижний Новгород 1892. — №13. — С. 368.

9 ГКУ ЦАНО ф.570 оп.10, д.83, л177 об. – 178; оп. 3, д.1106, л.718 об-719.

10 Ф.518, оп.413, д.38, л.67,74,74 об., 139 об., 140, 177, 177 об., 266.

11 Каледарь для духовенства Туркестанской епархии на 1903 год. С. / Туркестанская голгофа. База данных о репрессированных священнослужителях и мирянах Средней Азии и Казахстана: сайт. URL: https://turkestanskaya-golgofa.info/sites/default/files/library/kalendar_turkestanskoy_eparhii_1903_g.pdf (дата обращения 02.09.2020)

12 Яковлев В. А. Свящ. Из церковной жизни Туркестана /. — Верный : тип. Семиречен. обл., 1902. С.56.

13 Имеется ввиду еп. Григорий (Полетаев).

14 Из церковной жизни Туркестана С.57.

15 От Туркестанского епархиального начальства список праздных священнических мест в Туркестанской епархии / Церковныя ведомости [Текст] : издание Православной русской церкви : издание с прибавлениями.

  • Петроград : Изд. сов. при Святейшем синоде, №21

16 См напр. Костромские епархиальные ведомости №18 1893 г С.235.

17 Отношение Преосвященнейшего Григория, Епископа Туркестанского и Ташкентского, на имя Его Преосвященства, Преосвященнейшего Владимира, Епископа Нижегородского и Арзамасского / Нижегородские епархиальные ведомости, 1893. — № 22. – С.534.

18 Швабе П. Свящ. Переселенческий приход. / Туркестанские епархиальные ведомости [Текст]. — Верный : 1914. — № 6. — С.128.

19 Адрес-календарь служащих в Семиреченской области на 1897 год / — Верный. Семиреч. обл. стат. ком., С.45.

20 Там же. С.44.

21 Яковлев В. А. свящ. Церковные школы Туркестанской епархии в 1897/8 учебном году в учебно- воспитательном отношении / [И. д. Туркест. епарх. наблюдателя, свящ. В. Яковлев]. — Верный : тип. Семиреч. обл. правл., С.10.

22 Там же, С. 24.

23 Там же, С. 25.

24 Туркестанские епархиальные ведомости [Текст]. — Верный : 1906. — № 2. — С.10.

25 Там же: 1908. — № 11. — С.38.

26 Королева В.В. Владимир Ионович Цедринский // ПЭ Т.VIII М., 200. С. 643-644., та же информация: Головкова Л.А., Королева В.В., Хайлова О.И. Священномученики Владимир Цедринский, Георгий Степанюк, Виссарион Селинин и Михаил Сушков / Святые Новомученики и Исповедники, в земле Казахстанской просиявшие книга-альбом М., 2008. С.134.

27 Омские епархиальные ведомости [Текст] : [официальное издание Омской епархии]. — Омск : Издание Омской епархии: 1908. — №15. – С.4.

28 Голошубин, Иоанн. Справочная книга Омской епархии / Сост., по поручению 7 Епарх. съезда, свящ. села Новоселья, Тюкалин. уезда, Иоанн Голошубин. — Омск : тип. «Иртыш», 1914. — [2], IV,  С.145 -146

29 Омские епархиальные ведомости 1909. — № 10. — С.7.

30 Туркестанские епархиальные ведомости [Текст]. — Верный : 1909. — №9. — С.43.

31 Там же 1911. — №11. – С.65.

32 Там же 1912. — №14-15. — С.120.

33 Обзор Семиреченской области … [по годам]. — Верный : Тип. Семиреч. обл. правления, 1883-1915. — За ряд лет : Прил. к всеподд. отчету воен. губернатора.за 1913 год. — 1915. — [2], 110, LXI с. : табл.

34 Швабе П. Свящ. Переселенческий приход. / Туркестанские епархиальные ведомости [Текст]. — Верный : 1914. — № 6. — С.128- 130.

35 Малаховский Е. свящ. Старожилы и «Новоселы». / Туркестанские епархиальные ведомости [Текст]. — Верный : 1912. -№12. – С.484.

36 Туркестанские епархиальные ведомости [Текст]. — Верный : 1915. — № 18. — С.236-237.

37 Там же 1911. — № 10. — С.231, 1911. — N 12-13. — C.77.

38 См. там же 1912. — № 24. — С.606-608.

39 Там же 1915. — № 1. — С. 10.

40 Там же С.6.

41 ЦГА РУз. Ф. И-961. Оп. 1. Д. 1220.

42 Туркестанские епархиальные ведомости [Текст]. — Верный : 1916. — № 11. — С.149.

43 Там же 1917. -№ 5. — С.68

44 Туркестанские епархиальные ведомости [Текст]. — Верный : 1917 — № 13. — С. 180.

45 Там же 1917. -№ 13. – С. 182.

Библиографический список:

  1. Церковныя ведомости [Текст] : издание Православной русской церкви : издание с прибавлениями. — Петроград : Изд. сов. при Святейшем синоде., — № 21.
  2. Недзвецкий, В.Е. Административное устройство, оседлые пункты и кочевые волости Семиреченской области : (По свед. на 1 янв. 1913 г.) / Сост. член-секр. Стат. ком. В.Е. Недзвецкий. — Верный : Семиреч. стат. ком., 1913.
  3. Адрес-календарь Нижегородской епархии : В память исполнившегося в 1888 году 900-летия крещения Руси / Сост. диакон А. Снежницкий. — Нижний Новгород : тип. Губ. правл.,
  4. Адрес-календарь Нижегородской  епархии   —   Нижний   Новгород   :   Тип. Типолитогр. Машистова, 1904.

     5. Справочная книга Омской епархии / Сост., по поручению 7 Епарх.       съезда, свящ. села Новоселья, Тюкалин. уезда, Иоанн Голошубин. —         Омск : тип. «Иртыш»,

  1. Новые мученики российские : … собрания материалов / сост. протопресв. М. Польский. — Jordanville, Y. : Holy Trinity monastery, 1949-1957. Т. 2. – 1957.
  2. Список Новомучеников и Исповедников Российских (утвержден Архиерейским Собором РПЦЗ в 1981 г.) // Архиерейский синод Русской Православной Церкви Заграницей: сайт.                          URL:https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201981%20spisok%20novomuche htm (дата обращения: 02.09.2020)
  3. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века // Русская Православная Церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата 1997-2009: сайт. URL: https://mospat.ru/archive/2000/08/s2000r09/ (дата обращения: 09.2020)
  4. ГАНО Ф-201 Оп.1 Д.3 Л.122 об. -123
  5. Список учеников Арзамасского Духовного Училища составленный Правлением онога Училища после годичных испытаний, бывших в июне месяце 1888 года / Нижегородские епархиальные ведомости [Текст]. — Нижний Новгород 1888. — № — С. 368.
  6. Разрядный список учеников Нижегородской Духовной Семинарии, составленный Правлением Семинарии после годичных испытании, бывших в Мае и Июне месяцах 1892 г. / Нижегородские епархиальные ведомости [Текст]. — Нижний Новгород 1892. — №13. — С. 368.
  1. Каледарь для    духовенства   Туркестанской    епархии    на    1903    год.    С.    / Туркестанская голгофа. База данных о репрессированных священнослужителях и мирянах Средней Азии и Казахстана: сайт. URL: https://turkestanskaya- info/sites/default/files/library/kalendar_turkestanskoy_eparhii_1903_g.pdf (дата обращения )
  2. Яковлев В. А., Свящ. Из церковной жизни Туркестана / Свящ. В.А. Яковлев. — Верный : тип. Семиречен. обл., 1902. – 130 с.
  3. От Туркестанского епархиального начальства список праздных священнических мест в Туркестанской епархии / Церковныя ведомости [Текст] : издание Православной русской церкви : издание с прибавлениями. — Петроград : Изд. сов. при Святейшем синоде, №21 1897.
  4. Костромские епархиальные ведомости [Текст]. — Кострома : [б. и.] 1893 г №18 С.235
  1. Отношение Преосвященнейшего Григория, Епископа Туркестанского и Ташкентского, на имя Его Преосвященства, Преосвященнейшего Владимира, Епископа Нижегородского и Арзамасского / Нижегородские епархиальные ведомости, — № 22. – С.534.
  2. Швабе П. Свящ. Переселенческий приход. / Туркестанские епархиальные ведомости [Текст]. — Верный : — № 6. — С.128.
  3. Адрес-календарь служащих в Семиреченской области на 1897 год / — Верный. Семиреч. обл. стат. ком.,
  4. Яковлев В. А., Свящ. Церковные школы Туркестанской епархии в 1897/8 учебном году в учебно-воспитательном отношении / [И. д. Туркест. епарх. наблюдателя, свящ. В. Яковлев]. — Верный : тип. Семиреч. обл. правл.,
  5. Туркестанские епархиальные ведомости [Текст]. — Верный : — № 2. — С.10.
  6. Королева В.В. Владимир Ионович Цедринский // ПЭ Т.VIII М., С. 643-644
  7. Головкова Л.А., Королева В.В., Хайлова О.И. Священномученики Владимир Цедринский, Георгий Степанюк, Виссарион Селинин и Михаил Сушков / Святые Новомученики и Исповедники, в земле Казахстанской просиявшие книга-альбом М.,
  8. Омские епархиальные ведомости [Текст] : [официальное издание Омской епархии]. — Омск : Издание Омской епархии: — №15. – С.4.
  9. Голошубин, Иоанн. Справочная книга Омской епархии / Сост., по поручению 7 Епарх. съезда, свящ. села Новоселья, Тюкалин. уезда, Иоанн Голошубин. — Омск

: тип. «Иртыш», 1914. — [2], IV, С.145 -146

  1. Омские епархиальные ведомости 1909. — № — С.7.
  2. Туркестанские епархиальные ведомости 1909. — №9. — С.43.
  3. Обзор Семиреченской области … [по годам]. — Верный : Тип. Семиреч. обл. правления, 1883-1915. — За ряд лет : Прил. к всеподд. отчету воен. губернатора.за 1913 год. — — [2], 110, LXI с. : табл.
  4. Малаховский Е. свящ. Старожилы и «Новоселы». / Туркестанские епархиальные ведомости [Текст]. — Верный : -№12. – С.484.
  5. Туркестанские епархиальные ведомости 1915. — № — С.236-237.
  6. ЦГА РУз. Ф. И-961. Оп. 1. Д. 1220.
  7. Туркестанские епархиальные ведомости [Текст]. – Верный: 1916. — № 11. — С.149.
  8. Туркестанские епархиальные ведомости [Текст]. – Верный: 1917 — № — С. 180.

ДРУГИЕ публикации