Педагогический опыт митрополита Евлогия (Георгиевского) как средство нейтрализации протестных настроений учащихся

Автор: Чтец Владислав Пашков

В одном из интервью западному корреспонденту И. Сталин на вопрос о причинах своей приверженности постулатам марксизма дал следующий ответ: «Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма, как действительно революционного учения».

Конечно, можно парировать данное изречение тем, что оно принадлежит гонителю Церкви, пытавшемуся всячески дискредитировать ее авторитет, в том числе и выпадами против постановки духовного — нравственного процесса в семинариях.

Однако, полностью солидарен в данном случае был святейший патриарх Тихон (Белавин), который в своих отзывах замечал, что: «добрая половина кончающих курс семинарий и Академий не имеет никакой любви к священству и стремится служить кому угодно и чему угодно, но только не Церкви».

Феномен бунтующей семинарии становится неприятной обыденностью полицейских сводок, печатающихся в газетах.

Со второй половины XIX века вплоть до революционных событий 1917 года в духовных школах с нарастающей активностью происходят разного рода протестные акции.

В этом отношении «ведущими» духовными школами по градусу протестной активности были владимирская, казанская и вятская.

В одной из перечисленных семинарий оказался будущий митрополит, а тогда еще новоначальный и молодой инок Евлогий (Георгиевский), которому удалось за короткий промежуток времени понизить градус протестной активности студентов до весьма низких показателей.

В этой связи анализ педагогического опыта Евлогия (Георгиевского) позволит обнаружить конструктивные методологические принципы в области постановки воспитательного процесса в духовных школах в условиях протеста.

ДРУГИЕ публикации