В данной статье на основании документа «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе» осуществлен аналитический обзор основных недостатков воспитательного процесса в духовных семинариях рубежа XIX–XX столетий.
Проделанный экскурс показал, что существовавшая на тот момент система воспитания нуждалась в коренных переменах ввиду своего несоответствия высокой цели формирования личностей и подготовки к служению будущих пастырей.
Ключевые проблемы воспитательной системы среднего духовного образования, требовавшие внесения конструктивных изменений, к началу ХХ в. сводились к следующим: сословная замкнутость духовенства, влекущая за собой двойственность целей семинарского образования; высокая загруженность малочисленного состава лиц администрации послушаниями учебного и административно-хозяйственного характера; отсутствие живой связи между педагогами и студентами; отсутствие регламентации в уставе духовных школ частной жизни педагогов.
Результаты исследования актуальны и в настоящее время, так как духовные семинарии — наиболее многочисленный и «многолюдный» тип духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, и процессы реформирования в них носят регулярный характер.
Предреволюционный опыт в данном отношении может послужить аналоговой базой для принятия некоторых решений, а его анализ расширяет предметное поле церковно-исторической науки.
- Полный текст статьи: Пашков В. П. Проблемы воспитательного процесса в дореволюционных духовных семинариях по «Отзывам епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе» // Христианское чтение. 2022. № 3. С. 296-304.