Как повествует нам святитель Филарет (Дроздов) в своем пространном Катихизисе, исповедание веры – это открытое признание того, что мы содержим Православную Веру, притом с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни самая смерть не заставили нас отречься от веры в истинного Бога, и в Господа нашего Иисуса Христа1. Но одно дело – быть христианином в обществе межконфессионального согласия и взаимоуважения, и совсем другое – оставаться им в условиях гонений и преследований на религиозной почве. Вот тогда исповедничество становится настоящим подвигом.
Этот подвиг совершили многие представители духовенства и мирян Казахстана в период репрессий и гонений на Русскую Православную Церковь, прокатившихся разрушительной волной в 20-30 годы ХХ столетия. Для некоторых из них исповедничество стало прямой дорогой к мученичеству. Пример такого исповедничества явил нам священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский, викарий Омской епархии.
Владыка Мефодий родился 30 июля 1868 года в селе Вятском Сарапульского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Платона Красноперова, в святом крещении был наречен Михаилом. Семья жила очень скудно в материальном отношении, и Михаил с детства узнал бедность и связанные с нею лишения.
Михаил окончил Сарапульское духовное училище и Вятскую Духовную семинарию и в 1890 году был определен на должность надзирателя Сарапульского духовного училища. В 1891 году в возрасте 23 лет Михаил епископом Сарапульским Афанасием (Пархомовичем) был рукоположен в диакона, а затем в иерея, и отправлен на служение в Тихвино-Богородицкую церковь села Паздеры Сарапульского уезда. В 1896 году он был переведен в г. Сарапул в Вознесенский собор.
1898 год принес отцу Михаилу несчастье – он овдовел. Это событие побуждает отца Михаила всю оставшуюся жизнь без остатка посвятить служению Богу и Церкви. Для повышения уровня своих богословских знаний он поступает в Казанскую духовную академию. В то время в академии
ректором был епископ Антоний (Храповицкий). Общение с этим иерархом, которого современники называли «великим уловителем душ в монашество», склонило отца Михаила принять монашеский постриг 11 февраля 1900 года с именем Мефодий, в честь равноапостольного Мефодия, учителя Словенского. По окончании академии в 1902 году иеромонах Мефодий становится помощником смотрителя духовного училища в г. Уфе. А в 1903 году становится инспектором Александровской Ардонской духовной семинарии в Северной Осетии.
Помимо своих прямых обязанностей, отец Мефодий принимал живейшее участие в общественной жизни. Он приходил со словом Божиим в ночлежные дома, поучал, исповедовал, грамотным он раздавал брошюры о вере и о Церкви, молился вместе с т.н. «бывшими людьми», служа им всенощные бдения, молебны, читая акафисты. Не гнушаясь, проводил часы, а иногда целые ночи, с ними в спертом воздухе.
В 1906 году отец Мефодий был возведен в сан архимандрита и назначен на пост ректора Уфимской духовной семинарии. В семинарии он создал попечительство о бедных воспитанниках, а с 1912 года стал председателем епархиальной благотворительной комиссии по оказанию помощи населению, пострадавшему от неурожая.
26 января 1913 года в Омской епархии, в связи с большим притоком православного населения в сибирские земли в рамках столыпинской реформы, а также с миссионерской целью, была создана вторая епископская кафедра. Второму викарию вверялись дела по управлению внутренней миссии, а также руководство всеми деятелями противосектантской и противораскольнической миссии. На место второго викария был избран архимандрит Мефодий, снискавший добрую славу у церковного начальства своим трудолюбием, ревностным отношением к своим обязанностям и просвещенностью.
10 февраля 1913 года в Александро-Невской Лавре состоялась хиротония архимандрита Мефодия во епископа Акмолинского, викария Омской епархии. Хиротонию совершали митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископ Антоний (Храповицкий) и еще 8 архиереев.
20 февраля епископ Мефодий прибыл в Омск. Через полтора месяца в Омск прибыл назначенный управляющим епархией епископ Андроник (Никольский), и некоторое время два выдающихся архипастыря трудились вместе на ниве Христовой Церкви, помогая друг другу в трудах.
Но уже через год Петропавловская городская Дума возбудила ходатайство о переименовании второго Омского викариатства в Петропавловское и перенесении местопребывания епископа в город Петропавловск. Желание властей и горожан было столь велико, что они обязались в случае удовлетворения их просьбы отпускать из городских средств ежегодно две тысячи рублей на обеспечение епископа помещением. 6 ноября 1914 года Государь Император, по докладу Святейшего Синода, подписал указ о переименовании Акмолинского викариатства в
Петропавловское. Местопребывание викарному епископу было определено в городе Петропавловске. На основании инструкций Святейшего Синода, вышеозначенный архиерей должен был окормлять приходы Петропавловского, Кокчетавского и Атбасарского уездов Акмолинской области2.
И вот, 23 декабря наступил столь долго ожидаемый петропавловцами день. Духовенство, градоначальник, полицмейстер и сотни людей ожидали Владыку на вокзале. Поезд задерживался на три часа, но народ, несмотря на сильный мороз, терпеливо ждал. Наконец, звон в большой колокол Вознесенского собора, подхваченный звоном колоколов других церквей, возвестил о прибытии епископа Мефодия в Петропавловск, и, пока он не добрался в экипаже до собора, звон не умолкал.
Уже в день приезда в Петропавловск Владыка служил всенощное бдение в Вознесенском соборе, а наутро Божественную литургию во Всесвятской церкви. И так многие последующие дни. «Епархиальные ведомости» так характеризовали Владыку Мефодия: «Епископ отдался неутомимому совершению архиерейских богослужений».
Желая вдохновить народ и обратить заблудшие души к Богу, епископ Мефодий понес поистине великие труды, организовывая грандиозные крестные ходы, как в пределах Петропавловска, так и более продолжительные – из одного города в другой. Один из подобных крестных ходов был совершен с 17 мая по 19 июня 1915 года. Поводом послужило то, что император передал в дар городу Акмолинску икону Николая Чудотворца. Дабы почтить великого угодника Божия, славимого даже иноверцами и язычниками, и доставить духовное утешение жителям Акмолинской области, владыкой Мефодием было решено сопроводить икону из Петропавловска в Акмолинск крестным ходом. Помимо участия в торжествах, Владыка хотел обозреть храмы, расположенные на пути следования, и побеседовать с паствой. Владыка, возглавляя торжественное шествие длиной около пятисот километров, посетил десятки селений, где знакомился с состоянием приходов, везде совершал богослужения, читал проповеди, раздавал духовную литературу, общался с верующими. Обратно из Акмолинска епископ едет по другому маршруту – через Атбасар.
Он побывал почти в каждом уголке вверенной ему территории, видел добрые и злые стороны жизни ее населения, горе и радости пастырей и пасомых. Как свидетельствуют очевидцы, Владыка был очень прост и доступен в общении, часами мог беседовать с каждым, кто нуждался в его помощи. Предвидя скорое свержение царской власти и установление на долгие годы безбожного режима, святитель поучал народ такими словами: «Потому и наказывает нас Господь, что мы больше заботимся о славе
человеческой, а о славе Божией не радеем. Место покоя Его, святый храм его не чтим, как бы следовало»3.
Также святитель принимал активное участие в разрешении проблемы, связанной с винопитием, которое широкой волной охватило Российскую Империю, в частности и Петропавловск с прилежащими к нему территориями. Как известно, в бюджет Российской Империи в 1914 году был заложен доход от винной монополии в размере 1 миллиарда рублей. Хоть деньги по тем временам были и солидные, но они были получены за вред причиненный человеческим жизням. 1913 г. в истории России был признан одним из самых «пьяных». В прессе и в Государственной думе бюджет открыто называли «пьяным», а власть обвиняли в целенаправленном спаивании народа. Проблема потребления алкоголя стояла очень остро.
В это же время император Николай II перешел к открытой поддержке крепнущего народного трезвеннического движения и проведению политики системного ограничения потребления алкоголя. В памяти у государя была недавняя печальная история, когда во время войны с Японией страна не сумела в нужные сроки мобилизовать армию.
Епископ Мефодий, как и целый ряд священнослужителей, активно поддерживал трезвенническую политику императора. Ежегодно, в день всероссийского праздника трезвости, который был введен Святейшим Синодом в 1914 году, Владыка проводил крестные ходы, во время которых повсеместно раздавал брошюры о вреде пьянства. В своих проповедях, обращенных к людям, страдающим этим недугом, Владыка призывал их обратиться к новой жизни, умолял бросить винопитие как занятие, позорящее христианина, и воспрянуть духом. В годы его служения число людей, пожелавших вступить в братство трезвенников Омской епархии, резко возросло и составило более 400 человек.
Наступил 1917 год. Политические структуры Российской Империи рухнули. Болезнуя сердцем за духовно-нравственное состояние русского народа и впитывая в себя скорби Отечества, Владыка Мефодий говорил: «Кто знает, куда ведет Господь народ наш, испытывая в этом горниле страданий, как золото испытывается огнем. Нужно только выдержать испытание до конца. Быть может, на слезах прошедшего времени воспрянет истинная духовная радость грядущего…»4.
Новые революционные преобразования повлекли за собой коренной переворот в отношениях между государством и Церковью. Политический курс, направленный на ослабление влияния Православной Церкви на народ, на местах часто выливался в противостояние органов новой власти и духовенства. Так, весной 1917 года в немилость Петропавловского Совета рабочих и солдатских депутатов впал Преосвященный епископ Мефодий,
пользовавшийся огромным авторитетом среди православного населения. Во многом благодаря его призывам «к подчинению Временному правительству, к миру и взаимной любви» в городе были предотвращены многие возможные погромы и беспорядки. Тогда любимого народом архиерея не удалось обвинить в реакционной деятельности.
В начале 1921 года продовольственная политика большевиков, выразившаяся в изъятии всех запасов зерна у крестьянства и казачества, явилась поводом для мощного антибольшевистского восстания, охватившего Западную Сибирь и северо-восточную часть современного Казахстана. В ходе подавления восстания советская власть получила долгожданную возможность для разгрома церковной организации и физического уничтожения ее членов. По обвинению в участии восстания без суда и следствия был убит ряд клириков и монашествующих.
В середине февраля 1921 года волна репрессий охватила и сам Петропавловск. Первыми жертвами здесь стали епископ Мефодий и несколько священников, имена которых до сих пор не известны. 17 февраля на площади перед Никольской церковью, где в этот день совершалась Божественная Литургия архиерейским чином, произошло столкновение крестьян с красноармейцами. По окончании богослужения из храма на площадь вышел Владыка Мефодий с попыткой успокоить противоборствующие силы и призвать их к миру. В этот момент в толпе раздались крики: «Попа на вилы!», после чего Петропавловский святитель был заколот красноармейскими штыками. Уже убитому епископу красноармейцы нанесли еще несколько штыковых ран, а затем в одну из ран вонзили Крест.
Изучая житие священномученика Мефодия, мы можем убедиться в том, что он жил сознанием всечеловеческого единства, горел огнем Божественного озарения и пламенел духом пастырской любви. Этим духом он вдохновлял и окрылял паству, делал ее веру живой и животворящей. Братства трезвости, организованные Владыкой, возрождаются в наше время, спасая от недуга винопития множество людей.
До сих пор неизвестно, где покоятся мощи свщмч. Мефодия. Будущий митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), назначенный после отбытия ссылки епископом Петропавловским, приложил немало усилий для установления места захоронения епископа Мефодия. По его версии, это был Пятый лог, куда сбрасывали всех убиенных во время мятежа Владыка Иосиф неоднократно ездил туда и совершал там панихиды.
По другой версии, местные монахини, положив тело Владыки на сани и обложив дровами, вывезли его из Петропавловска. Место погребения хранили в тайне, говоря лишь то, что увезли Владыку «домой».
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года епископ Петропавловский и Акмолинский Мефодий (Красноперов) был причислен к лику святых.
Список использованной литературы:
1. ГАС РБ. Ф. 112. Оп. 1. Д. 198. Л. 2-9
2. Головкова Л.А., Королева В.В., Хайлова О.И. Святые Новомученики и Исповедники, в земле Казахстанской просиявшие. М., 2008.
3. Дамаскин (Орловский), игум. Жития Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века. Февраль. Тверь, 2005.
4. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
5. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. Erlangen, 1979–1989. Т.4.
6. Омские епархиальные ведомости. 1915. № 3.
7. Польский М., протопресвитер. Новые мученики Российские. Джоржанвилл, 1957. Т.2.
8. Святитель Филарет (Дроздов). Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. – СПб., 1999.
9. Сухих А., прот. Вспомним поименно: Книга 5. Вятка, 2005.