В данной статье дан реферативно-аналитический обзор содержания протоколов заседаний V отдела Предсоборного присутствия 1906 г., посвященных реформированию системы среднего духовного образования в России.
Внимание сосредоточено на духовных семинариях.
Ключевые проблемы в системе среднего духовного образования, требовавшие внесения конструктивных изменений, к началу ХХ в. сводились к следующим: преобладание сословности, низкий уровень образованности будущих пастырей Церкви, девальвация духовных ценностей и представлений о благодати священного сана по причине частых случаев вступления на этот путь по принуждению.
В ходе обсуждений на заседаниях Предсоборного присутствия были предложены меры по преодолению перечисленных и иных недостатков семинарского образования, которые могли стать конструктивными в случае их реализации.
Прежде всего предлагалось впредь разделять общеобразовательный и профессиональный уровни, унифицируя содержание первого с целью предоставления возможности продолжения представителям духовенства обучаться в дальнейшем по программам светских учебных заведений.
Результаты этих обсуждений актуальны и в настоящее время, так как духовные семинарии — самый многочисленный тип духовных учебных заведений РПЦ и процессы реформирования в них носят регулярный характер.
Предреволюционный опыт в данном отношении может послужить аналоговой базой для принятия некоторых решений, а его анализ расширяет предметное поле церковно-исторической науки.
- Полный текст статьи: Пашков В. П. Вопросы реформирования среднего духовного образования по материалам Предсоборного Присутствия 1906 г. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 1 (13). С. 49-57.