История почитания митрополита Московского и всея Руси Филиппа

Святитель Филипп Московский (в миру Федор Степанович Колычев, 11 февраля 1507 - 23 декабря 1569) - епископ, игумен Соловецкого монастыря (1548-1566), митрополит Московский и всея Руси (1566-1568). Митрополит Филипп вошел в историю как иерарх Русской церкви, занявший непримиримую позицию по отношению к политике позднего периода правления царя Иоанна IV и принявший мученическую кончину.

Сведения о жизни святителя можно почерпнуть из целого ряда источников - работ Ф. М. Уманца, Г. П. Федотова, И. А. Лобаковой и др. Согласно этим источникам и житию святого, существующему в нескольких редакциях, Федор Колычев происходил из знатного боярского рода, приближенного к царскому двору. По примеру отца Федор начал с военной службы, но в тридцать лет резко изменил свою жизнь, тайно покинул Москву и отправился в Соловецкий монастырь, где скрыв свое происхождение, стал послушником. Там же около 1540 г. игуменом Алексием он был пострижен в монахи с именем Филипп.

В 1548 г. в Новгороде Великом архиепископ Феодосий посвятил Филиппа во игумена Соловецкой обители. Время его игуменства связано с расцветом монастыря как промышленного и культурного центра Северного Поморья. Новопоставленный игумен поднял духовное значение обители и ее основателей - преподобных Савватия и Зосимы Соловецких, собрал связанные с ними реликвии. Святитель Филипи построил на Соловках два величественных храма - трапезный
храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 г., и Преображения Господня. Для тайных молитвенных подвигов Филипи часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни.

В 1566 г. размеренная жизнь игумена резко изменилась. Царь Иоанн IV, надеясь найти в соловецком игумене верного сподвижника, духовника и советника, предлагает Филиппу стать предстоятелем Русской церкви. После долгих раздумий и сомнений Филипп дал согласие, и 25 июля 1566 г. Собором всех русских епископов был рукоположен во епископа и поставлен на престол митрополита Московского и всея Руси. Вскоре критическое отношение Филиппа к деятельности царя, и особенно к опричному террору, переросло в открытый конфликт между ним и Иваном Грозным. В ноябре 1568 г. в Успенском соборе Кремля над Филиппом состоялся церковный суд, после которого он был сослан в заточение в Тверской Отроч монастырь. Здесь после мученической кончины святителя Филиппа от руки Малюты Скуратова († 23 декабря 1569 г.) первоначально было погребено его тело. В 1591 г. иноки Соловецкой обители с благословения первого русского патриарха Иова перенесли мощи Филиппа в свой монастырь. Нетленное тело митрополита было положено в могилу, приготовленную им еще при жизни под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы (Шамина), любимого его наставника в монашеских подвигах. 29 апреля 1646 г. игумену Соловецкой обители Илии была послана грамота патриарха Иосифа о торжественном открытии мощей святителя и чудотворца Филипа. 31 мая того же года мощи переложили в новую раку и поставили в Преображенском соборе.

В 1652 г. Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, патриархов Иова и Ермогена. По благословению патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. В руки святого была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой он молил о прощении грехов своего прадеда Ивана Грозного, склоняя царскую власть перед властью церковной. З июля святые мощи встречали в Москве: пастырь, невинно изгнанный, был возвращен на свой престол. «В течение многих дней мощи святителя Филиппа стояли в центре Успенского собора… во все эти дни с утра до вечера был колокольный звон как в Пасхальную седмицу». Затем святые мощи были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря.

Точная дата канонизации святителя Филиппа до настоящего времени является предметом дискуссий. С одной стороны, в 1636 г. патриарх Иоасаф I включил в новоизданную служебную декабрьскую Минею текст службы святителю Филиппу, предположительно установив ему тем самым общецерковную память. Однако большинство исследователей считают, что общецерковное почи- тание Филиппа началось только после перенесения его мощей митрополитом Никоном в Москву (1652 г.). Таким образом, мнения о дате канонизации митрополита Филиппа расходятся.

Статья по материалам сайта: cyberleninka.ru

ДРУГИЕ НОВОСТИ