Христианство в Центральной Азии, имеет свою длительную, тысячелетнюю историю. Благодаря материальному и духовно – культурному обмену Шёлкового Пути, Вера Христова обогатила проживающие здесь народы своим духовным и культурным наследием, и оставила многочисленные исторические памятники и свидетельства бесценного опыта позитивного межэтнического и межконфессионального диалога, и удивительно плодотворного сотрудничества между живущими здесь людьми.
Принято считать, что Русь крестилась в 988 году, хотя на самом деле этот процесс длился тысячелетие. Когда святой князь Владимир крестил киевлян в водах Днепра, часть народов России уже входила в состав христианской митрополии. Здесь же, в местах, где находится современный Кыргызстан, тоже уже была христианская митрополия: Невакетская и Кашгарская. Сегодня Невакет — городище в 20 километрах от Бишкека, включенное в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Его можно увидеть, когда едешь по объездной дороге из Бишкека на Иссык-Куль. В Невакете развивалась Ассирийская — восточная — церковь с богатыми христианскими традициями, близкими к православным. Мы знаем имена многих христианских священнослужителей с Востока: Святой Иоанн Мервский (Туркменистан), епископ Каравансарайский (Таджикистан), епископ Индийский, епископ Китайский и митрополит Невакетский, Кашгарский... В Кыргызстане действительно много христианских святынь, которые еще предстоит изучить. К примеру, в городище Суяб, недалеко от Токмока, там, где находится башня Бурана, были найдены остатки христианской церкви и буддистского монастыря. На территории городища, где находится башня Бурана, также найдены христианские надгробные камни, причем не только несторианские, но и с шестиконечными крестами. Это может говорить как минимум о том, что в данном поселении на Великом Шелковом пути бывали путешественники, приверженцы византийского или армянского течений христианства.
Когда ислам стал господствующей религией в Азии, разные культуры тоже соседствовали мирно. На Востоке ведь сосед — это друг, брат, источник поддержки. Во времена правления Тамерлана, к примеру, нельзя было изготавливать вино: это запрещено Кораном. Однако христианским священнослужителям такое позволялось, потому что вино было необходимо для совершения Божественной Евхаристии. Тамерлан, к слову, перевез частицы мощей святого пророка Даниила в Самарканд, понимая, что это святыня для верующих христиан, мусульман и иудеев.
В истории были периоды, когда число христиан в Азии было соизмеримо с числом христиан в Западной Европе. Традиции Шелкового пути в целом предполагали уважительное отношение к людям разных национальностей и религиозных убеждений.
Русская Православная Церковь, являясь полноправной правопреемницей и представительницей Восточного Христианства, на землях Центральной Азии явила великое множество ярких примеров благочестия и истинного подвижничества духовенства, монашествующих и мирян, во всей полноте и многогранности, открывших проживающим здесь народам всю глубину и красоту Евангельского Учения. Все они своим ежедневным духовным подвигом истинного, а часто и жертвенного братолюбия, свидетельствовали о непостижимой и неизмеримой любви Христовой. Благодаря им и их деятельности, за всю свою богатую историю на Центральноазиатской земле, Русская Православная Церковь достойно снискала глубокое уважение и высочайший авторитет, как среди власть имущих, так и среди простого населения. Это наследное богатство бережно сохраняется, и продолжается, как добрая традиция, духовенством и верующими мирянами.
На современном этапе развития цивилизации мы являемся свидетелями общемировой тенденции в попытках изменить самые глубинные основы, на которых тысячелетиями стояло общество. Мы видим стремления внедрить новые, чуждые традиционным, ценности и ориентиры, способные разрушать семьи, сообщества и целые государства. Особо важно отметить, что свою деструктивную деятельность эти силы направляют против молодежи, у которой еще нет твердой внутренней основы в системе приоритетов и ценностей. На Библейских незыблемых истинах была создана, укреплялась и тысячелетиями развивалась современная цивилизация, отказ от которых приводит к её неминуемой гибели и исчезновению. В данной связи, как никогда важны и крайне необходимы благословенные труды по распространению Евангельских истин!
Духовенство и миряне Православной Церкви, вместе со всеми прогрессивно мыслящими людьми из государственных структур и общественных организаций, разделяют озабоченность и тревогу в современной общемировой тенденции различных многочисленных попыток искажения исторической правды, новых, неожиданных, и зачастую, возмутительных трактовок общеизвестных событий, с целью их кардинальной переоценки. Выражаем согласие с мнением, что всё это служит цели изменения сложившихся вековых традиций теплого добрососедства и доброго соработничества между народами, вносит раскол в общество, нагнетает и дестабилизирует обстановку в ранее благополучных регионах, стремится посеять смуту и раздор между людьми, даёт дорогу новым одиозным силам и деструктивным группам, преследующим свои, личные корыстные интересы.
Для дальнейшего полноценного духовного и всестороннего развития государств Центральной Азии, а также сохранения и укрепления мира и дружбы между проживающими здесь народами, крайне интересен и востребован позитивный опыт предшествующих поколений. Это бесценное наследие не только бережно хранится и изучается в Русской Православной Церкви, но и во всей своей красоте и полноте передаётся молодому поколению, призывая его «сохранять единство духа в союзе мира» ( Ефес. 4:3).
Глубокоуважаемые организаторы, участники и гости конференции! От всей души желаю вам доброго здравия, крепости сил, успешного и плодотворного участия! Содержательные доклады, конструктивные диалоги и диспуты пусть обогатят всех нас новыми примерами и идеями созидательной и результативной деятельности! Добрый настрой, радость общения и тепло сегодняшней встречи пусть оставят неизгладимое впечатление и самый светлый след в наших сердцах, так необходимый всем нам!
Благодарю за внимание!