20 февраля в Минской духовной академии прошла Международная научно-практической конференция «V чтения памяти протоиерея Иоанна Григоровича (1792-1852): историка, филолога, археографа». Конференция приурочена к 900-летию Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в Полоцке, 800-летию Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря и 555-летию явления Жировицкой иконы Божией Матери.
Проректор по научной работе Алматинской православной духовной семинарии А. П. Соловьев принял дистанционное участие в конференции с докладом на тему, связанную с историей православного духовного образования на территории Беларуси в XIX в.: «Архиепископ Никанор (Бровкович) (1826-1890) о Могилевской и Полоцкой семинариях второй трети XIX в.».
Программа конференции доступна по ссылке: Программа V Чтений памяти протоиерея Иоанна Григоровича (1792–1852): историка, филолога, археографа — Минская духовная академия
Текст доклада А. П. Соловьева приведен ниже:
Уважаемые участники конференции, дорогие отцы, братья и сестры! Повествую Вас от преподавательской корпорации нашей Алматинской семинарии! Разрешите представить вашему вниманию доклад на тему «Архиепископ Никанор (Бровкович) (1826-1890) о Могилевской и Полоцкой семинариях второй трети XIX в.»
Архиеп. Никанор (Бровкович), 1826-1890 гг. – архиепископ Одесский, до этого Уфимский, был ректором Казанской духовной академии до 1871 г. До этого возглавлял Полоцкую семинарию. Он является автором множества богословских работ и трехтомного трактата «Позитивная философия и сверхчувственное бытие», который в некоторой степени повлиял на философию «всеединства» В.С. Соловьева. Но начинать рассказ о нем надо с того, что он был сыном священника Могилевской епархии и учился с 1835 по 1842 г. в Могилевском училище и семинарии, одновременно был одним из альтов Могилевского архиерейского хора.
В своих заметках он писал: «Как архиерейский певчий в Могилеве губернском, я близко знал трех архиепископов могилевских: Гавриила (Городкова), Смарагда и Исидора; певал «исполла эти деспота!» митрополиту Киевскому Филарету и архиепископу Каменец–Подольскому Кириллу, не раз проезжавших чрез Могилев в С–Петербург и обратно; видел близко Иосифа Семашку и Василия Лужинского, тогда еще епископов униатских, в латинских костюмах, и Камионку – епископа католического; не раз участвовал во встречах Высочайших Особ <…> в составе архиерейского хора по нескольку раз я посещал все лучшие дома Могилева, лично знал всех Могилевских губернаторов и многих генералов; при двух архиепископах, Смарагде и Исидоре, объезжал не раз, при архиерейских обозрениях, всю Могилевскую епархию…».
Еще больше и более подробные материалы можно найти в его заметке «Архиепископы Иоанн Доброзраков и Смарагд Крыжановский», кстати именно тут, что редкость для речевых практик Российской Империи, он использует фразу «Белорусский край». Но наверно более важным воспоминанием о Могилеве является его записка «Наша светская и духовная печать о духовенстве».
Там мы находим прекрасное описание быта учеников училища и семинарии из архиерейского хора: «В 6 1/2 часов воспитатель ежедневно неопустительно являлся к нам на молитву, которая читалась нами в общем сборе, каждым поочередно. <…>. Ровно в 7 часов, мы все, снарядившись в школу, полным сбором 12 мальчиков, отправлялись в училище, которое отстояло далеко от архиерейского дома. <…>. Обедали, конечно, все вместе, и малые и большие певчие. После обеда шли в училище, – тогда ученье в классах полагалось и в послеобеденные часы, – точно также все вместе. <…>. После классов, определенный час полагался на отдых, на беготню, на игры. Затем мы садились все за стол на домашние занятия, на приготовление уроков, до ужина. После ужина полагался час на отдых, на беготню, на игры. В 10 ч. регент, о. Страхов, появлялся на общую молитву. И сряду же затем мы все разом ложились спать. Так ежедневно целые годы. <…>. <…> летом нас всех в сборе, под надзором, выводили на реку Днепр купаться, а также и на прогулку, за город, на загородные архиерейские хутора, в Печерск, в Холм, также в Буйничи, Пеппенберг, прелестнейшие местности, где находились женский монастырь и пансион благородных девиц. На общие ученические рекреации, которые тогда были в обычае, нас выводили также всегда вместе, малых певчих особо в сборе, причем нам выдавались булки, пряники и еще что-то……. Вообще под отеческою эгидою владыки Смарагда наше детство прошло сравнительно и беспечально, а главное строго правильно, что дало нам направление на всю нашу жизнь».
Есть и такое воспоминание: «Уже в те поры с певчим товарищем, А. Гашкевичем, мы сговаривались бежать в пустынный Чонский монастырь – спасаться. Этот монастырь поразил наше воображенье, когда мы посетили его, при объезде епархии с пр. Смарагдом, так как монастырь был расположен в дремучем, сосновом лесу, на совершенно пустынном берегу реки Сожи, и там мы в первый раз увидели ветхого старца, схимника, в его черном облачении, обшитом белыми крестами <…>».
С родной Беларусью архиеп. Никанора связывала и Полоцкая семинария (в Витебске), в которой он был ректором с 5 ноября 1865 до 29 июля 1868 г.. В «Автобиографической заметке» архиеп. Никанор писал: «В Витебске я наиотличнейшим образом обновил, украсил и обогатил церковь; вынес из здания ретирады, чем отвратил царившее в нем зловоние; составлял проекты перестройки семинарии. Устроил гимнастику, какой подобной не видал нигде. Развел целый сад…»
Там же мы читаем: «В Витебске, после вечерней молитвы тут же в столовой открыты были общие чтения, которыми я же и руководил, против чего возражала инспекция, <…> «Вы–де налагаете на инспекцию необязательный труд», – это говорилось в Витебске <…> прямо требовали, чтобы я перестал ходить на молитвы, но я не послушался. <…> в Риге и Витебске сам учил всю семинарию гимнастике; сам же и ломался вместе с учениками, – это ежедневно. <…> в Риге, Витебске и Саратове я становился в церкви самолично с воспитанниками, когда не служил, и управлял общим пением».
То, что я привел – это лишь отдельные наиболее существенные места воспоминаний архиерея о Беларуси. Но по всем его запискам рассыпано множество небольших деталей, которые сейчас несомненно являются ценнейшими сокровищами Церковной памяти. Поэтому задача моего доклада - обратить внимание на то, что при исследовании истории Православия в Беларуси в 19 веке, уместно и необходимо использовать воспоминания архиеп. Никанора Бровковича, тем более что они передают живую атмосферу, чего мы не найдем в официальных документах. Спасибо за внимание!