Завершила работу II международная научная конференция «Философия религии на Востоке и Западе»

16-18 мая 2024 года в Алма-Ате по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра проходила II международная конференция «Философия религии на Востоке и Западе».

Организаторами форума выступили: Алма-Атинская православная духовная семинария, кафедра русской и византийской философии Философского факультета Иоанна Павла II в Кракове, кафедра ЮНЕСКО по изучению мировой культуры и религий Кыргызско-Российского Славянского университета имени Б.Н. Ельцина (г. Бишкек), Общество Иезуитов в Кыргызстане.

Участниками конференции также стали ведущие специалисты по богословским и светским гуманитарным наукам – представители высших учебных заведений России, Польши, Германии, Швейцарии и Франции.

В первый день работы научного форума под председательством митрополита Астанайского и Казахстанского Александра состоялось открытие конференции. После завершения приветствий пленарное заседание началось с
доклада «Образ традиции в ранних работах Хайдеггера: между теоретической установкой и опытом фактичности», с которым выступила декан философского факультета Российского государственного гуманитарного университета С.А. Коначева.

После перерыва конференция продолжила работу по пяти тематическим секциям: «Философия религии и религиоведение: прошлое и современность», «Философская теология и традиционное богословие: проблемы взаимодействия в прошлом и в современности», «Религиозная философия в России», СССР и русской эмиграции: идеи и персоналии», «Религиозные идеи и философия религии в России и русской эмиграции: социокультурный контекст», «Идентичности и ценностные ориентиры Востока и Запада».

Секция «Философия религии и религиоведение: прошлое и современность» (модератор – доктор философских наук С.А. Коначева):

• «Свобода или Бог: Кожев и критика главной гетерономии эго» – кандидат философских наук, старший научный сотрудник Учебно-научного центра феноменологической философии Российского государственного гуманитарного университета И.С. Курилович;
• «Процесс секуляризации в Европе в XVI–XVIII веках: влияние государственных институтов на религию» – доктор юридических наук Университета Париж-Сакле, член исследовательской лаборатории "Право и религиозные общества, доктор канонического права Парижского католического университета, канцлер римско-католической епархии Понтуаз, преподаватель факультета социальных наук, экономики и права парижского Католического университета Г. Приходько;
• «Библейский текст как феноменологическая дескрипция у М. Анри» – кандидат философских наук, научный сотрудник УНЦ феноменологической философии, доцент кафедры современных проблем философии Российского государственного гуманитарного университета Е.А. Шестова;
• «Понятие зла и персонифицированные негативные образы в российском православии и русской культуре: дуалистические аспекты христианского мировосприятия» – кандидат философских наук, доцент НИУ ВШЭ Б.К. Кнорре, аспирантка НИУ ВШЭ М.В. Гриднева;
• «Религиозный опыт и эпистемологическое обоснование: У. Олстон о рациональности веры в Бога на основании «мистического восприятия» – кандидат философских наук, заведующая кафедрой религиоведения, Казанского (Приволжского) федерального университета Е.В. Кузьмина.

Секция «Философская теология и традиционное богословие: проблемы взаимодействия в прошлом и в современности» (модератор – кандидат философских наук, диакон Евгений Абдуллаев):

• «Богословие и философия: пути взаимодействия и поиск общего языка в межтрансдисциплинарном подходах» – кандидат биологических наук, кандидат культурологии, независимый исследователь О.М. Запрометова и доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, Институт философии Российской академии наук Л.П. Киященко;
• «Философская герменевтика — возможно ли «возвращение» в богословие?» – кандидат философских наук, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Ташкентской православной духовной семинарии диакон Евгений Абдуллаев.
• «Нарратив эсхатологических ожиданий и пророческие жанры первых веков: есть ли субъект в мессианском времени?» – кандидат философских наук, доцент, Школа философии и культурологии НИУ ВШЭ Т.В. Литвин;
• «Смена парадигм в православной экклезиологии: кризис модерной парадигмы и пути выхода из него» – аспирант Российского государственного гуманитарного университета А.В. Шишков;
• «Необходимость Воплощения: аргумент от Божественного Всеведения» – исследователь Пекинского педагогического университета Г.Д. Мур.

Секция «Религиозная философия в России», СССР и русской эмиграции: идеи и персоналии» (модератор – доктор философских наук К.М. Антонов):

• «Концепт религиозного опыта в трудах П. А. Флоренского и Н. А. Бердяева» – кандидат богословия, кандидат философских наук, доктор теологии, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н.Н. Павлюченков;
• «Религиозная тема в работах С.Л. Франка 1917–1922 гг.» – доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета К.М. Антонов;
• «Советское имяславие советских федоровцев: Валериан Муравьев, Александр Горский, Николай Сетницкий» – доктор философских наук, research fellow, Freie University Berlin Д.С. Бирюков;
• «Философия имени о. С. Булгакова, о. П. Флоренского и А. Ф. Лосева в контексте русской науки о языке» – преподаватель, филиал Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства «Балтийский» Л.В. Иванькович;
• «Семен Франк и немецкие мистики» – аспирантка Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета монахиня Екатерина (Парунян); • «Об источниках «Лекций о Каббале» у Флоренского» – доктор философских наук, профессор философского факультета Российского государственного гуманитарного университета А.И. Резниченко.

Секция «Религиозные идеи и философия религии в России и русской эмиграции: социокультурный контекст» (модератор – кандидат философских наук Н.А. Ваганова):

• «Церковная интеллектуальная элита и академическая система Российской империи (1721–1917)» – доктор философских наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Т.В. Артемьева;
• «Религия Софии»: пророки и общины» – кандидат философских наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н.А. Ваганова;
• «Вопрос о религии в раннем русском марксизме» – студент направления философия, Университет Зелена-Гура К. Войтович;
• «Евразийцы 1920-х гг. и российское востоковедение» – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Уфимского университета науки и технологий Р.Р. Вахитов;
• «Политическая теология Л.Н. Толстого» – доктор философских наук профессор Школы философии и культурологии, НИУ ВШЭ С.М. Климова.

Секция «Идентичности и ценностные ориентиры Востока и Запада» (модератор – доктор философских наук А.А. Сычев):

• «Религия в борьбе за ценности: от культурных войн к «новой этике» – доктор философских наук, профессор кафедры философии Мордовского государственного университета А.А. Сычев;
• «Филиокве: связь теологических концепций и цивилизационных парадигм» – преподаватель Алма-Атинской православной духовной семинарии протоиерей Александр Суворов;
• «Апологетический дискурс в русской религиозной философии XIX–XX вв.» – кандидат философских наук, старший преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова К.М. Мацан;
• «Религиозная жизнь и этнокультурная идентичность: историческая память в катакомбный период католической церкви в Казахстане» – кандидат исторических наук, ассоциированный исследователь, Французский Институт исследований Центральной Азии Н. Маничкин;
• «Княгиня Зинаида Волконская: между православной Москвой и католическим Римом» – аспирантка, МГУ имени М.В. Ломоносова М. Токарева.

Во второй день конференции продолжились заседания тематических секций.

Секция «Философия религии и религиоведение: прошлое и современность» (модератор – кандидат философских наук И.С. Курилович):

• «Западная эсхатология» Якоба Таубеса в контексте проблемы времени в послекантовской философии» – кандидат философских наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Т.Н. Резвых;
• «Западная эсхатология» Якоба Таубеса и «гностический рецидив» Одо Маркварда: зло, теодицея и философии истории в модерном обществе» – проректор по научной работе Алма-Атинской православной духовной семинарии, кандидат философских наук А.П. Соловьев;
• «Философский поиск мистического как альтернатива модерному рациоцентризму» – PhD кандидат, Свободный Университет Амстердама Д. Мельников;
• «Концепт «пустоты» в религиозно-философских традициях Востока и Запада (на материале романа В.О. Пелевина «Чапаев и Пустота»)» – доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук О.А. Богданова.

Секция «Философская теология и традиционное богословие: проблемы взаимодействия в прошлом и в современности» (модератор – кандидат богословских наук, иерей Олег Лисин):

• «Ведантический разворот» 2019–2022 гг. в православном богословии Д. Б. Харта» – заведующий библейско-богословской кафедрой, кандидат богословия иерей Олег Лисин;
• ««Соединение по ипостаси» или «освящение через энергии»: полемика митрополита Иоанна Зизиуласа с В.Н. Лосским вокруг концепции обожения» – кандидат богословия, доцент, кафедра новых технологий в гуманитарном образовании Института дистанционного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета И.И. Улитчев;
• «Теология события в ее отношении к традиционному богословию» – кандидат философских наук, докторант, Университет Фрибура Л.А. Петрова;
• «О. Василий (Гролимунд): афонский взгляд на Нила Сорского и нестяжательство в историческом и богословском контексте» – кандидат философских наук, доцент Российского технологического университета Д.В. Солодухин.

Секция «Религиозная философия в России», СССР и русской эмиграции: идеи и персоналии» (модератор – кандидат технических наук А.А. Гравин):

• «Русская философия мифа как методология философии религии (В. И. Иванов, П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев)» – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Социологический институт Российской академии наук – филиал ФНИСЦ РАН; научный сотрудник Школы философии и культурологии, НИУ ВШЭ А.А. Гравин;
• «Религиозность С. Л. Франка» – доктор философии, доцент Института персонального тренинга и консультирования О.А. Назарова;
• «Христианство в рецепции авторов журнала «Новый град» (30-40е годы XX века)» – кандидат философских наук, доцент (associate professor), Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского Е.Ю. Машукова;
• «Творение в богословии о. С. Булгакова и в философии Н. Бердяева» – кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения Казанского (Приволжского) федерального университета А.В. Токранов.

Секция «Религиозные идеи и философия религии в России и русской эмиграции: социокультурный контекст» (модератор – кандидат философских наук Н.А. Ваганова):

• «Запад» и «восток» града Китежа («Святой Грааль» С. Булгакова, «Адам Кадмон» В. Муравьева, «Весь-человек» М. Пришвина) – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы имени А.М. Горького российской академии наук; доцент кафедры философии и религиоведения; Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Е.Ю. Кнорре;
• «Активное христианство русских религиозных мыслителей versus транс- и постгуманизм» – доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук А.Г. Гачева;
• «Ни Запад, ни Восток: об отношении к еврейской мысли в русской культуре конца 19 – начала 20 в.» – кандидат философских наук, старший научный сотрудник, ВРИО заместителя директора по научной работе Института философии Российской академии наук К.Ю. Бурмистров;
• «Ответ о Георгия Флоровского на угрозу атомной бомбы (по архивным материалам)» – заведующая кафедрой русской и византийской философии Философского факультета Иоанна Павла II в Кракове профессор сестра Тереза Оболевич.

Секция «Идентичности и ценностные ориентиры Востока и Запада» (модератор – доктор философских наук А.А. Сычев):

• «Есть ли место концепции ненасилия в современном мире?» – кандидат социологических наук, доцент Дальневосточного федерального университета О.Ю. Каплун;
• «Трансформация христианства в Китайской народной республике» – кандидат философских наук, доцент Уфимского государственного нефтяного технического университета М.Г. Бреслер;
• «Концепции предопределения и свободы воли в восточной и западной патристике» – преподаватель кафедры практических дисциплин Алма-Атинской православной духовной семинарии Р. Якупов.
В рамках работы конференции в синодальном зале духовно-культурного и административного центра Казахстанского Митрополичьего округа имени митрополита Иосифа (Чернова) состоялся круглый стол «Теология и метафизика секулярного и постсекулярного: богословские и философские предпосылки теорий секуляризации и постсекулярного». Модератором мероприятия выступил – доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета К.М. Антонов. Вниманию собравшихся были представлены следующие доклады:
• «Критики и апологеты идеи постсекулярного: аргументы и мотивации» – доктор философских наук К.М. Антонов;
• «“Слабые” стратегии в осмыслении постсекулярного» – доктор философских наук, доцент, декан философского факультета Российского государственного гуманитарного университета С.А. Коначева;
• «Компенсаторная теория модерна: модерн без секулярного и постсекулярного» – проректор по научной работе Алма-Атинской православной духовной семинарии, кандидат философских наук А.П. Соловьев.

В общей сложности за период работы научного форума было зачитано 46 докладов.
В завершение второго дня работы конференции в духовно-культурном и административном центре Казахстанского Митрополичьего округа имени митрополита Иосифа (Чернова) состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с делегатами научного форума. Ведущие деятели науки, внесшие значительный вклад в организацию работы в области богословия, философии и философской теологии, были удостоены наград Православной Церкви Казахстана.
18 мая участники конференции собрались в здании Алма-Атинской православной духовной семинарии, где состоялось подведение итогов научного форума. Ректор духовной школы протоиерей Евгений Иванов поблагодарил ученых за интересные доклады и дискуссии, а также выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Участники конференции отметили высокий уровень ее организации, представительный состав участников, позитивную и конструктивную атмосферу ее работы.
По окончании научного форума для гостей была проведена экскурсию по достопримечательностям Южной столицы и святыням Алма-Атинской епархии.

ДРУГИЕ НОВОСТИ